Обучение Советы

Когда ребенок начинает держать голову. Нормы развития и возможные отклонения

  1. Развитие центральной нервной системы
  2. Нормальное развитие ребенка первого месяца жизни
  3. Малышу два месяца
  4. Третий месяц — что мы умеем
  5. Когда ребенок держит голову
  6. Как стимулировать правильное развитие малыша
  7. Как научить ребенка держать голову

Здоровый, доношенный младенец в течение первого и второго месяцев жизни делает первые попытки держать голову. В три месяца уверенно держит голову в течение длительного времени. Чтобы детальнее разобраться в вопросе мы предлагаем прочесть всю статью, в ней мы рассмотрим нормы развития и возможные отклонения, а также советы по правильному стимулированию развития ребенка

Новорожденный малыш растет, набирает вес и развивается очень быстро. Каждый организм индивидуален, поэтому и физиологическим процессам, происходящим в нем, нельзя дать какие-то точные возрастные ограничения. Что касается периода, когда ребенок начинает держать голову, следует опираться  не на возраст, а на особенности развития, которые прямо указывают на наличие или отсутствие отклонений.

Развитие центральной нервной системы

Новорожденный ребенок интенсивно развивается не только физически. С первого дня его появления на свет развивается интеллект. Сначала проявляются рефлексы новорожденных, а впоследствии исчезают, сменяясь постоянными. За первые три года жизни каждый человек проходит невероятный путь развития. Прогрессирует все в нем. Он учится познавать этот мир, понимать его, взаимодействовать с ним.

В первые дни жизни вашего 1-месячного крохи могут возникнуть проблемы с кормлением, сменой подгузников, укладыванием. Но через несколько недель малыш начнет больше обращать внимание на ваш голос, лицо и осязание.

Ваш ребенок не может сфокусироваться на большом расстоянии, чтобы он мог смотреть на лицо мамы. Черно-белые узоры также привлекают его внимание. Слух ребёнка полностью развит, и он может повернуться к знакомым звукам, таким как ваш голос.

Она может ненадолго поднять голову и повернуть ее в сторону, когда лежит на животе. Но когда он в вертикальном положении, его голова и шея все еще нуждаются в поддержке. Хотя руки крохи дрожат, он может поднести их ко рту.

Задача мамы в этот период максимально получать удовольствие от знакомства с ребенком: обнимите его, поговорите с ним и узнайте, как он подает сигнал, когда сонный или голодный. Будьте внимательны и отзывчивы. Вы не можете «поламать» ребенка!

Поощряйте малыша смотреть и тянуться к игрушкам.

Убедитесь, что он проводит много времени на улице. Прогуляйтесь с ним и отведите его в парк или на игровую площадку. Он будет наслаждаться на свежем воздухе, отдыхать с вами и будет рядом с другими детьми.

Изучайте своего малыша. Понаблюдайте за его реакцией когда вы говорите, поете ему или читаете. Играйте с ним в простые игры и проследите как меняется его поведение в зависимости от настроения.

Нормальное развитие ребенка первого месяца жизни

В течение первых четырех недель дыхательная, пищеварительная, выделительная, кровеносная, нервная системы приспосабливаются к жизни вне лона матери. В вашем внимании нуждается кожа малыша, слизистые оболочки, пупочная ранка, суставы, родничок, половые органы. Регулярное купание, только натуральная одежда, удобная кроватка, грудное молоко и тепло маминых объятий — это все, что нужно на данном этапе. Взаимодействие ребенка с родителями происходит с помощью плача различной интенсивности. К концу первого месяца ребенок может начать улыбаться членам семьи.

Движения конечностей не координированы, ладошки еще не способны удерживать предметы. Большая и яркая игрушка способна привлечь внимание, но лишь на несколько секунд. Начинает всматриваться малыш в лицо мамы и папы. На 3 — 4 неделе начинает реагировать на звуки. Позаботьтесь, чтобы слишком громкие, резкие звуки не испугали его. Больше разговаривайте и улыбайтесь, чтобы получить улыбку взамен.

На четвертой неделе жизни, когда новорожденный начинает держать голову, чаще ложите его животиком на твердую поверхность (жесткий матрас или пеленальный столик). Поднятую головку малыш еще не может держать дольше 1 минуты. Если в этом возрасте попыток держать голову нет, это еще вовсе не свидетельствует об отклонениях. 

Если ребенок совсем не активен, постоянно плачет, плохо спит, отказывается от еды, подробно расскажите о всех опасениях педиатру. Если есть хоть малейшие сомнения в здоровье малыша, обращайтесь к врачу. Сегодня существует множество вполне безопасных, информативных методов исследований, которые позволяют диагностировать задержку в развитии в раннем возрасте.

Признаки сигнализирующие об опасности

Каждый малыш развивается в своем собственном темпе, но не пренебрегайте обращением к врачу, если ваш 1-месячный ребенок:

  • плохо сосет грудь или медленно ест смесь
  • не фокусирует глаза и не наблюдает за движущимися поблизости вещами
  • не реагирует на яркие огни
  • кажется особенно не пластичным или гибким
  • не реагирует на громкие звуки

Малышу два месяца

Период между сном все длиннее, заметнее становятся черты характера нового члена семьи. Ручки и ножки постепенно выходят из полусогнутого состоянии, их движения становятся несколько координованишимы. Малыш получает удовольствие от контакта с мамой, внимательно прислушивается к ее речи, всматривается в лицо, улыбается, начинает выдавать определенные звуки.

Карапуз начинает узнавать знакомые лица и отличает их от чужих, но с радостью пойдет на руки к каждому, кто улыбнётся и заговорит ласковым тоном. Находясь на руках, ребенок с интересом рассматривает все предметы в доме.

Когда дети начинают держать голову в течение нескольких минут, надо все равно поддерживать ее рукой, ведь мышцы шеи и позвоночник еще не полностью сформированы и не готовы к такой нагрузке. Резкие наклоны головы без должной поддержки могут стать причиной серьезных травм.

Если малыш, оказавшись на животе или в вертикальном положении не делает даже попыток поднять головку, это весомая причина для беспокойства.

Третий месяц — что мы умеем

В этом возрасте большинство врожденных рефлексов исчезает, зато развиваются другие. Малыш активно взаимодействует с родителями, часто улыбается, хорошо узнает голос и лицо.

Берет свой старт развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности. Малыш, как умеет, исследует свое тело. Хватает ладошками свои ножки, рассматривает их. В его ручки попадают и другие предметы: игрушки, одежда мамы и своя, краешек подушки или одеяла.

Режим сна и активности существенно меняется. Все чаще и дольше приходится держать ребенка на руках, ведь он стремится быть участником всего, что происходит вокруг. Просто лежать, когда не спит, ребенок больше не хочет, требуя вашего постоянного внимания.

Все предметы, к которым можно прикоснуться и схватить ладошкой, оказываются во рту. Не препятствуйте, ведь это один из путей познания окружающего мира. Будьте внимательны, чтобы поблизости не оказались мелкие предметы, которые можно проглотить. Покупая игрушки убедитесь, что они изготовлены из безопасного материала и не имеют мелких деталей. Важно, чтобы их можно было мыть, делайте это каждый день.

В возрасте трех месяцев ребенок держит голову, когда находиться в вертикальном положении. В положении на животе пытается поднять грудную клетку, упираясь ручками в твердую поверхность. Не оставляйте без присмотра ни на минуту там, откуда можно упасть. Отталкиваясь ножками и ручками малыш может скатиться с дивана или пеленального столика, даже если до сих пор он этого не делал. Травмы от падения в столь раннем возрасте могут стать причиной тяжелых неврологических расстройств.

Трехмесячный малыш активно «агукает», прислушивается к своему голосу. Разговаривайте с ним спокойным тоном, напевайте песенки, можно включать музыку, но лучшего толчка для развития, как живое общение, не придумаешь. Не увлекайтесь «сюсюканьем», ведь через восприятие ребенок со временем начинает понимать язык и воспроизводить отдельные слова. Казалось бы такие невинные действия могут стать причиной отставания в речевом развитии в будущем. Просите разговаривать с малышом четкими словами и других членов семьи.

В этом возрасте малыш начинает лепетать и имитировать звуки, которые вы издаете. Он может открывать и закрывать руки, трясти игрушками, ударять по висящим предметам, подносить руки ко рту и толкать ногами, если вы держите его в положении стоя.

Его координация рук и глаз улучшается. Вы заметите, как он внимательно следит за интересующими его объектами и пристально смотрит на лица. Он может узнать тебя через всю комнату!

Быстрое реагирование на малыша со стороны родителей помогает ему чувствовать себя в безопасности и быть любимым. Вы можете помочь ему научиться успокаивать себя, поднося большой палец ко рту или предлагая ему соску.

Когда ребенок на животе, дайте ему игрушки и безопасные предметы, к которым он сможет добраться, подержать и исследовать.

Дайте ребенку много любящего внимания. Поговорите с ним в течение дня, рассказывая, что вы делаете, и называя знакомые предметы. Читайте книги вместе. Делитесь объятиями, играйте в игры и поощряйте его усилия переворачиваться, брать игрушки и «разговаривать» с вами.

Признаки сигнализирующие об опасности

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, но поговорите с врачом, если ваш 3-месячный ребенок:

  • не держит голову
  • не понимает предметы
  • не сосредотачивается на движущихся объектах
  • не улыбается
  • не реагирует на громкие звуки
  • игнорирует новые лица
  • кажется расстроенным незнакомыми людьми или окружению.

Когда ребенок держит голову

Итак, здоровый, доношенный младенец в течение первого и второго месяцев жизни делает первые попытки держать голову. В этот период у него формируется шейный изгиб (лордоз).

В три месяца уверенно держит голову в течение длительного времени. Поддерживать ее рукой необходимо до четырех месяцев.

Ребенок не держит голову: возможные причины:

  1. Недоношенность. Дети, которые родились преждевременно отстают в развитии в первые месяцы жизни, но впоследствии быстро догоняют сверстников. Врачи обязательно предупреждают об особенностях роста и развития недоношенного ребенка еще в роддоме. Если это ваш случай, то волноваться не стоит, будьте уверены, что через 4 — 8 недель дитя овладеет всеми умениями.
  2. ДЦП вследствие внутриутробных инфекций или родовой травмы. Тяжелые поражения центральной нервной системы не всегда удается выявить у новорожденного ребенка. Именно поэтому родители должны быть очень внимательными к детям, которые появились в результате тяжелых родов. Раннее обращение к детскому неврологу поможет быстрее начать лечение.
  3. Ослабленный тонус мышц. Причины подобного состояния разнообразны: от генетических особенностей к неправильному уходу. Лечение с помощью массажа и следование рекомендациям врача быстро дают свои результаты.

Основное правило, которое следует усвоить родителям — чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче вылечить возможную болезнь.

Как стимулировать правильное развитие малыша

На первый взгляд умение видеть, слышать, чувствовать прикосновения и запахи, двигаться и разговаривать развиваются сами собой, но чтобы все происходило вовремя, родители могут многое сделать. Интересный интерьер, оптимальная температура в детской комнате, наличие больших и ярких игрушек, которые могли бы привлечь внимание крохи, все это под силу сделать.

Упражнения для психического развития:

  • возьмите в руки любую игрушку, которая издает звуки, покажите ее малышу со всех сторон, позвольте рассмотреть и прислушиваться к звукам, после чего спрячьте за спину и наблюдайте, как малыш будет реагировать на звуки, поймет где их источник;
  • включите детскую быструю песенку или напойте сами, возьмите ребенка на руки и, взяв его ладони в свои, похлопайте в такт;
  • взяв детские ладошки в свои, постучите вместе в барабан или просто двумя предметами друг в друга, отпустите, наблюдайте пытаться ли малыш это повторить уже без вашей помощи;
  • установите над детской кроваткой мобиль, ребенок сосредоточит свое зрение и слух на фигурках, что двигаются под музыку.

Развитие интеллекта и тела происходит параллельно, поэтому уделите внимание и физическому развитию младенца.

Как научить ребенка держать голову

  1. Кровать не должна быть слишком мягкой, иначе может неправильно формуватися позвоночник.
  2. Чаще кладите на животик, привлекая внимание с помощью голоса, звуков или ярких игрушек, это будет побуждать ребенка поднимать и поворачивать голову, развивая и укрепляя мышцы шеи.
  3. Перед кормлением берите на руки и путешествуйте квартирой, показывая новые предметы. Ребенок учиться поднимать и поворачивать голову, чтобы разглядеть все новое.
  4. Выполняйте простые упражнения: в положении на спинке возьмите малыша за руки и плавно отведите их за голову, затем опустите назад и скрестите на груди. Повторяйте ежедневно по 10 — 15 приемов.
  5. Приобретите большой крепкий мяч и кладите на него малыша животиком вниз, надежно поддерживая. С небольшой амплитудой покачайте мяч вперед-назад.

Не выполняйте никаких упражнений, когда ребенок не в настроении. Возможно у него болит животик, он хочет спать или есть. Сначала удовлетворите базовые потребности, а уже потом подумайте о развитии. Если возникают хоть малейшие сомнения в том, нормально ли развивается малыш, проконсультируйтесь со специалистом.

Вам также может понравиться...