Т ретий класс рассчитан примерно на 50—60 занятий, обучение продолжается примерно 2 месяца. Основное, что надо усвоить за это время, — упражнения, предваряющие активные движения ногами, но теперь только одним, избранным в предыдущем классе способом. Итак, ребенок лежит на воде в «чепчике русалки». На следующих занятиях можно не надевать ребенку «чепчик» — пусть ассистент поддерживает голову малыша пальцами либо подвесками под затылок. Если ребенок умеет самостоятельно держаться на воде, можно обойтись вообще без поддержки. Пояс «Нептуна». В положении лежа на груди упражнения выполняются так же, как и на спине. Поскольку самостоятельно лежать на воде в этом положении ребенок еще не способен, ему надо облегчить задачу, надев «пояс Нептуна» — маленькую надувную подушку, на которую надевают плотный чехол с пришитым матерчатым поясом, укрепляемым вокруг живота ребенка так, чтобы центр подушки располагался на пояснице. Такой пояс применяется тогда, когда ребенок уже начал хорошо держать голову. К середине обучения в третьем классе «пояс Нептуна» надувают примерно на треть меньше. По мере того как ребенок будет осваивать активные движения, этот пояс надувают уже наполовину. Постепенное ослабление поддержки приучает ребенка к самостоятельному плаванию. Основные правила. С 8—10-го занятия упражнения для ног чередуются с упражнениями для рук. Ребенок лежит на спине без поддержки либо с небольшой опорой (можно надеть «чепчик русалки» либо воспользоваться помощью ассистента, держащего подвески). Взяв в руки стопы ребенка, начинайте упражнения. Выполняются они сериями, продолжительность которых 2 минуты с перерывами для отдыха в течение 1 минуты. Упражнения в положении лежа на спине. Первый вариант. Ребенок лежит на спине. Его руки вытянуты в стороны и слегка вверх. Обхватив их снизу за область локтевых суставов, одновременно с нарастающей скоростью, стараясь, чтобы ладони ребенка были повернуты вовнутрь и стояли перпендикулярно к поверхности воды, загребайте воду прямыми руками, после чего сразу же через верх над водой возвращайте их в и. п. (8—10 раз, затем отдых в течение 15—20 секунд, снова повторите 4—8 раз за урок). Второй вариант. Руки ребенка вытянуты вдоль туловища. Обхватив их чуть выше лучезапястных суставов, попеременно нажимайте ладонями на воду, делая гребок вниз на 45—50°. Когда одна рука загребает воду, другая возвращается в и. п. Темп движений вначале медленный (10 гребков за 30 секунд), потом быстрый (8—10 гребков за 20 секунд). После 20—30 беспрерывных движений дайте ребенку 15—20 секунд отдыха и снова повторите движения 4—8 раз за урок. Третий вариант. Движения типа «велосипед» проводятся в том же порядке. Упражнения в положении лежа на груди. Движения для активизации рук проделываются и в положении лежа на груди, когда ребенок поддерживается «поясом Нептуна» или подвеской в руках ассистента. Руки малыша вытянуты вперед, учитель стоит лицом к нему. Первый вариант. Возьмите ребенка за кисти и, повернув ладони кнаружи, одновременно выполняйте ими гребок в сторону (на 50—60°). Затем руки ребенка возвращаются в и. п., через 2 секунды повторите гребко-вое движение (8—10 гребков, отдых, снова упражнения, и так 6—8 раз). Второй вариант. Возьмите ребенка за руки (повернув ладони вниз) и поочередно нажимайте ими на воду на глубину (45—50°), как в положении лежа на спине, с той же продолжительностью и теми же перерывами. Третий вариант. Поочередно делайте руками ребенка более глубокие гребки (60—70°), перед каждым гребком вытягивая руку вперед. Сделав гребок, сгибайте руку ребенка в локтевом суставе и приводите ее в и. п. В этот момент начинайте гребок другой рукой. После 15—20 гребков дайте ребенку отдохнуть и снова повторите движения 3—6 раз. Упражнения для рук начинайте спустя 2—3 недели после того, как в программу уроков вошли движения для ног. Второй период обучения в третьем классе. В этом периоде старайтесь больше побуждать ребенка к самостоятельности. Выполнив 5—6 быстро чередующихся движений, слегка толкните его вперед, стремясь к тому, чтобы малыш продолжал начатые с вашей помощью движения ногами, а позже и руками. Такие упражнения повторяются по 10—15 раз за одно занятие и настойчиво продолжаются до появления у ребенка самостоятельных движений. С этой целью полезно использовать любимую малышом игрушку. Ребенок тянется к ней, но учитель потихоньку продвигает ее к противоположному концу ванны, побуждая малыша дотянуться. Это повторяется несколько раз, пока ребенок не поймет, что лишь самостоятельно преодолев — пусть небольшое! — водное пространство, он получит желаемое. «Качели». В третьем классе нужно освоить новое упражнение — «качели». Его проделывают к концу обучения не более 2 раз в течение урока. Учитель поддерживает ребенка над самой поверхностью воды, лицом вниз, придерживая его одной рукой под подбородок («дутой»), а ладонью другой руки — под область таза или бедер обхватом сверху. В таком положении 2 раза раскачайте ребенка из стороны в сторону, а на третий погрузите в воду и несколько раз (по счету до пяти) проведите в ней от одного конца ванны к другому и обратно. После 4—5 занятий, включающих это упражнение, на середине ванны отнимите руки, оставив ребенка одного в воде. По инерции малыш доскользит под водой до конца ванны, где вы снова его подхватите. Через 2—3 занятия дайте ребенку возможность самому выбраться из-под воды.
секунды повторите гребко-вое движение,самостоятельно преодолев пусть небольшое,занятия дайте ребенку возможность,гребков дайте ребенку отдохнуть,вашей помощью движения ногами,темп движений вначале медленный,выполнив быстро чередующихся движений,которую надевают плотный чехол,руки малыша вытянуты вперед,движения типа велосипед проводятся