Бытует мнение, что не существует конкретного возраста в котором малыш начинает выражать свои мысли. Но, если появляются основания для беспокойства, то родители должны внимательно следить за тем, как себя физически чувствует ребенок и как он себя ведет. Чем быстрее удастся выявить основные проблемы, тем успешнее пройдет их решение.
Нормы психо-речевого развития детей
Существуют определенные нормы, исходя из которых можно определить развивается ребенок в соответствии со своим возрастом, или же имеются некие отклонения. Стоит заметить, что не все специалисты солидарны с тем, что развитие детей нужно сравнивать с установленными нормативами. Поэтому каждый родитель в праве самостоятельно решить, есть ли необходимость придерживаться этих стандартов или же брать во внимание лишь то, что все детки разные. Одни имеют предрасположенность к быстрому развитию, так сказать не по годам, другим же, напротив, что-то мешает быть схожими со сверстниками. Это не может быть серьезным отклонением при отсутствии каких-либо сложных заболеваний.
- возраст два года
Находясь в этом периоде ребенок уже должен четко понимать обозначения предметов, действий. Отвечать на поставленные вопросы родителей. Когда родители рассказывают какое-то событие, произошедшее с ними, то малыш должен уметь его пересказать и ответить на вопросы, которые задаст рассказчик. Также, малыш должен легко показывать 5 частей тела, при этом четко знать их обозначения. В общении со старшими младший умеет уже разговаривать предложениями, состоящими из нескольких слов, а в разговоре учавствуют местоимения (я, он, ты, мы), наречия (туда, там) и прилагательные.
- возраст два года и шесть месяцев
Через пол года ваше чадо уже понимает то, что ему прочли родители и может разобраться в иллюстрациях к этой сказке, принимает участие в ситуациях, в которых родители могут попросить совершить определенное действие. Например, положить яблоко на стол. Также ребенок становиться более любопытным, постоянно задает вопросы, такие как: “Куда? Где?”. Составляет предложения более чем из трех слов, а в разговорную речь приходят местоимения (мой, мое, моя, мои” и предлоги, такие как: “в, у, с, на”.
- возраст три года
Теперь чадо уже совсем взрослое и хорошо понимает сказки, прочитанные мамой, которые даже не подкрепленные картинкой. Также приходит понимание предлогов и предложений сложноподчиненной формы, в речь добавляются еще более сложные предложения, появляется все больше вопросительных слов.Кроха может наизусть читать короткие стишки, поговорки.
Какие признаки указывают на готовность ребенка заговорить к двум годам
- Если малыш понимает речь взрослых, может ответить на их вопрос жестом или действием.
- Если дитя может все объяснить, но при этом использует лишь мимику и жестикуляцию.
- Изучил успешно все звуки и вроде бы знает их, но все же слогами не говорит.
Если же напротив всех вышеизложенных пунктов родители смогли поставить галочки, то сразу же образуется серьезный вопрос. Ведь все признаки на лицо. А разговора так и не слышно, малыш будто набрал в рот воды.
Причины по которым ребенок не разговаривает
- убедитесь все ли в порядке со слухом
Для внимательного родителя определить здоровы ли органы слуха, не составит труда. Когда малыш плохо слышит или слышит не с первого раза, то и с речью проблемы возникнут незамедлительно.
- проблемы, которые передались по наследственности
Многие болезни, к сожалению, передаются из поколения в поколение. По генам “в подарок” достаются не только проблемы со здоровьем, но и определенные привычки. Также может произойти и с речью. Если ребенок в 2 года не говорит, то есть большая вероятность, что это унаследовано от кого-то из родителей. Поэтому, в данном случае родителям стоит вспомнить или уточнить у старшего поколения, были ли у них в детстве подобные проблемы с речью. Если же, по истечению некоторого времени, малыш и дальше продолжает молчать, то дальнейшие действия очевидны. Родители просто обязаны привести свое чадо на прием к специалисту, который и определит причину молчания.
- испуг или моральная травма
Малыши в силу своего возраста обладают очень слабой психикой. Поэтому, если ваше дитя что-то или кто-то напугал, то возможно этот испуг останется с ним надолго. Даже, находясь уже в зрелом возрасте, данная травма детства может периодически всплывать в повседневной жизни. Конечно, пережив такое потрясение, малютка вряд ли сможет легко заговорить.
- “медвежья услуга”
Так можно назвать действия родителей, которые чересчур опекают своих детей, принося им в буквальном смысле все на блюдечке с золотой каемочкой. Да, они научились понимать свое чадо по его взгляду, настроению или обычным жестам. Но в данном случае это понимание оказывает негативное действие. Ведь ребенку тогда не нужно прилагать особых усилий. Они совершенно не нужны, если мама и так все поймет. А в маленьком человеке в этот момент уже начинает развиваться лень и нежелания развиваться.
Меры, которые необходимо предпринять, если ребенок не заговорил
Даже если родители уже примерно нашли причину отсутствия речи, то ребенка все-равно стоит показать медикам. В данном случае, проблему выявить поможет невролог. В случае, если худшие опасения подтвердились и выявлена патология, то ни в коем случае не стоит поддаваться панике. Дефекты в развитии излечимы. Малышу будет назначен курс лечения, который он успешно пройдет благодаря поддержке любящих родителей.
Решение проблемы в домашних условиях
Если в результате осмотра доктором не будет выявлено никаких сложных проблем, то родителям стоит задуматься над некоторыми вещами и прийти к ответу на вопрос: почему же ребенок в 2 года не говорит.
- совместное чтение
Маме нужно стараться выделить время для чтения, в котором будет задействован и малыш. Необходимо подобрать ту литературу, которую ему будет интересно слушать. В книге обязательно должны присутствовать красочные изображения, по ним вы будете объяснять малышу прочитанное, а он сопоставлять услышанное с увиденным.
- внимание и забота
Задумайтесь, достаточно ли вы времени уделяете вашему чаду. Или же за ежедневными заботами и проблемами, ребенку уделяется минимальное внимание. Если это действительно так, то родителям стоит серьезно пересмотреть свои планы и задачи, скорректировав их так, чтобы ребенок был постоянно окружен заботой и чувствовал внимание близких.
- развитие с помощью игр
Ребенку необходимо иметь не только машинки, куклы и плюшевых зверей, но и развивающие, познавательные игры. Обязательным фактором является то, чтобы в играх были задействованы руки. Поскольку развитие моторики крайне важный нюанс в обучении разговаривать.
Ребенок не говорит в 3 года
Что может стать причинами нарушения речевого развития
- проблемы со здоровьем матери
Если будущая мама имела хронические болезни или просто небольшие проблемы со здоровьем, то во время беременности большой риск того, что эти проблемы еще больше обостряются. Поэтому уже в утробе матери, ребенок может не получить нужных веществ и витаминов. Следствием чего может стать замедленное развитие.
- роды не в срок
Серьезной причиной для возникновения проблем у ребенка могут стать и сами роды, которые произошли не запланировано. То есть, малыш мог появиться на свет раньше ожидаемого срока или же позже.
- вредные привычки будущей мамы
Некоторые женщины, употребляющие алкоголь и сигареты до планирования беременности, не считают нужным исключить эти уничтожительные вещи, как для плода, так и для самой же матери, и во время самой беременности. Что, естественно, не может пройти бесследно.
- прием препаратов, которые противопоказаны во время беременности
Бывают и такие случаи, когда можно навредить даже, казалось бы, самыми безопасными противопростудными препаратами. Во период беременности, стоит очень серьезно подходить к данному вопросу. Так как, большинство лекарств запрещено принимать беременным женщинам. Без консультации врача, ни в коем случае, нельзя прибегать к самолечению.
- болезни в младенчестве
Малыши, которые в первые недели или месяцы жизни перенесли определенные заболевания, имеют большие шансы в будущем отставать в развитии. К таким болезням относятся: менингит, болезни головного мозга.
- родовая травма
Часто роды проходят с осложнениями, некоторые из них можно облегчить. Но, есть те, во время которых ребенок получает серьезные травмы. Это приводит к нарушениям кровоснабжения головного мозга. Последствия бывают довольно серьезными. Начиная от нарушений в психическом развитии, эмоциональном и заканчивая проблемами с развитием речи.
К кому обращаться за помощью если ребенок не говорит
- детский терапевт
Начало обследования необходимо начинать с этого кабинета, где терапевт подтвердит или опровергнет опасения родителей. В случае подтверждения, он даст направление на осмотр к более узким специалистам.
- отоларинголог. Этот доктор обследует непосредственно слуховой аппарат маленького пациента.
- невролог обследует нервную систему малыша. Определит нет ли отклонений, а если такие имеются, то назначит незамедлительное лечение
- логопед- специалист, работающий с речевым аппаратом. Он внимательно исследует именно эту область.
- психолог- тот специалист, без которого обычно сложно обойтись. Ведь он может раскопать серьезную причину психологического расстройства, которые довольно часто встречаются в практике.
Чтобы ребенок наконец начал произносить долгожданные слова, следует пройти долгий путь, начиная от родительской заботы и заканчивая логопедами. Актуальными станут игрушки, которыми будут служить глина, песок, пластилин. Здесь упор делается на моторику, развивать которую поможет массаж, гимнастика и подобные игры. Взрослый обязан поощрять свое любимое чадо, помогать и поддерживать. Потому что, находясь в уютной и благоприятной атмосфере, победа над проблемами все ближе и ближе. Достойно вырастить ребенка, развитым и смышленым человеком, входит в обязанности тех, кто дал ему жизнь. Поэтому все хлопоты на работе или в быту, должны уйти сами собой на второй план. А на первом плане находится только малыш, который остро нуждается в своих родных. В медицинской практике существует и медикаментозное лечение. Таким крохам прописывают определенные препараты, которые имеют свойство вызывать появление речи. Но в данном вопросе мнения авторитетных специалистов очень разнятся. Большинство из них выступают против того, чтобы с раннего возраста ребенок поглощал таблетки, даже при отсутствии умения говорить. Все-таки стоит в первую очередь использовать методики, предложенные врачами-логопедами. А, если уж это не поможет, то крайними мерами станут медикаменты.