Обучение Советы

Как научить ребенка говорить. 11 действенных советов

Этапы развития речи у ребенка

Первые дни жизни малыш еще не может порадовать родителей какими-то умениями и достижениями. Он лишь знакомится с близкими людьми, с родным домом и дарит невероятное счастье своим появлением на свет. Лишь в самом конце первого месяца у младенца можно наблюдать интерес к ярким вещам и предметам, на которых он ненадолго задерживает внимание. И даже лица мамы и папы, которые он видит ежедневно, уже становятся узнаваемыми для этого крохи. А голос уловимым, на него малыш может реагировать.

Второй месяц характеризуется небольшими приятными моментами. Лицо мамы не только родное и знакомое, но к тому же выразительные эмоции теперь уловимы малышом. Плюсом к этому становится произношение звуков. Зрительное внимание на интересующем предмете, уже по продолжительности длиннее. Теперь и детские ручки тянуться ко всему, чтобы почувствовать на ощупь. второй  месяц-это тот период, когда можно начинать читать сказки, стихи выразительным и ласковым голосом.

Третий месяц-прекрасный период. У малютки появляется лучший собеседник. То есть он сам. Он может продолжительно выдавать звуки, смеятся. Любопытные ручки хотят ощутить все, что находится в зоне досягаемости. Малыш тянет игрушки ко рту, таким образом знакомясь с ними ближе. 

Четвертый месяц-период, когда детская активность возрастает. Теперь он может подолгу слушать приятную мелодию, длительное время концентрируя свое внимание. У ребенка уже появилась возможно наблюдать и чувствовать место, откуда же доносятся эти приятные звуки и ритмы.

Пятый месяц-пробуждается интерес к ярким изображениям на карточках, в книгах. Малютка рассматривает их с удовольствием. Знакомые люди теперь хорошо узнаваемы. Малыш отличает тех, кого он часто видит от новых людей, которым может отказывать в нарушении его личного пространства, чтобы его подержали на руках.

Шестой месяц-развитие речи ощутимо. Малыш короткими слогами может назвать маму, папу, бабушку или дедушку. 

Седьмой месяц-тот период, когда повзрослевший малыш быстро ползает, ходит за ручку. Любит играть с игрушками самостоятельно долгое время. Мама может начинать знакомство малыша с новыми предметами и их названиями.

Восьмой месяц-ребенок проявляет различные эмоции от простого плача до удивления и радости. Запас слов изменятся в большую степень.

Девятый месяц-время активного речевого развития. Сейчас он хорошо запоминает прочитанное ему. Ведь память к этому времени уже развита значительно лучше.

Десятый месяц-время, когда нравится общаться с детьми, играя с ними. Ребенок уже более менее усидчив для того, чтобы вместе с ним разрисовывать раскраски, делать интересные поделки.

Одиннадцатые месяц-ребенок уже давно не младенец. Он понимает, когда его ругают, понимает запреты, начинает разговаривать. Готов к дальнейшему обучению выражения своих эмоций словами.

Двенадцатые месяц- совсем взрослый человечек выражет собственные желания. Словарный запас может насчитывать около 20-ти слов.    

Подготовка к обучению с самого рождения

Приходя в этот мир, новорожденный постепенно познает все, что находится вокруг него. Конечно, в этом на помощь приходит мама, которая стремится постоянно контактировать с ребенком. Даже во время кормления, купания или других процедур по уходу за грудничком, она всегда старается общаться, несмотря на то, что малютка еще ничего не может понять. Ведь тогда и начинают закладываться первые кирпичики, которые станут основой в будущем, чтобы маленький человечек заговорил, преодолев без труда возможные сложности. А трудности, естественно, будут появляться, так как это вполне нормальное явление, проявляющееся в процессе обучения чему-то новому. Тем более, что все дети разные и каждый развивается индивидуально. Поэтому контакт между матерью и ребенком крайне необходим. Он должен быть как разговорный, так и зрительный. На самом деле контакт и так присутствует, сам по себе. Это происходит неосознанно, больше на уровне материнского инстинкта. Хорошо, когда с малышом разговаривают, жестикулируют, выражают эмоции мимикой и интонацией. Большим плюсом будет, если мама каждому своему действию дает пояснение для малыша и комментирует происходящее. Реакция малютки последует незамедлительно. Для его возраста появление улыбки уже является хорошим признаком того, что он вас слышит и происходящее ему доставляет удовольствие. Также в это время можно начинать тренировать зрительную память. Например, знакомить его со всеми комнатами в вашем доме. Нося на руках, мама заметит как маленькие любопытные глазки будут с интересом всматриваться в интерьер, в какие-то конкретные предметы, привлекающие его взор своим ярким цветом или необычной формой. Главное, чтобы сразу рассказывать что это, подносить ближе, давать почувствовать ребенку на ощупь. Тактильные ощущения не менее важны в данном познавательном процессе.

Разновидности общения ребенка с родителями, начиная с первых дней: 

1) крик- это первая эмоция, которую выражает новый житель земли, появившийся на свет. Пару месяцев жизни малыш именно с помощью крика общается с мамой и папой, тем самым показывая свое недовольство или боль. В этот период родителям приходится крайне сложно. Ведь мама не может толком понять что же на самом деле беспокоит малыша. 

2) протяжные гласные. Звук “аагуу” приходит в качестве дополнения обычному плачу. Так малыш разговаривает примерно до полугода, произнося длинные звуки. Такое общение умиляет родителей, они стараются отвечать своему чаду, разговаривая таким образом с ним. Это правильная и очень необходимая реакция. Контакт установлен, хоть и на непонятном языке, а малыш счастлив.

3) лепетание- это еще один способ общения, который присутствует где-то до 8 месяцев. В это время малыш готов к знакомству и восприятию музыки и звуков, но они, ни в коем случае, не должны быть громкими.

Пройдя все этапы взросления, ребенок уже начинает понимать и воспринимать речь окружающих. Теперь перед родителями стоит усложненная задача. Так как же все-таки научить разговаривать ребенка в 1,5 года, в 2 и 3 года?

11 советов, как научить ребенка говорить

1) зарядка по методике специалистов-логопедов

Любой хороший профессионал, то есть логопед прежде чем приступить к занятию с учеником, делает с ним определенную зарядку. Такая разминка необходимы для языка. В домашних условиях проводить эти упражнения не составит особой сложности. Сейчас существует огромное количество пособий, которые продаются в любом книжном магазине и видеороликов, которых достаточно на просторах интернета. Каждая мама выбирает то, что больше подходит ее любимому чаду.

2) любовь к соске необходимо исключить

Данная привычка очень вредная. Она присуща большинству малышей и оказывает губительное действие в первую очередь для речевого аппарата. Этот детский аксессуар мешает языку правильно развиваться. Впоследствии ребенок может столкнутся с серьезной проблемой, которую исправить только специалист. 

3) добавить занятиям веселых красок

В столь раннем возрасте дети не способны воспринимать занятия, по принципу школьных уроков. Поэтому не нужно усложнять ситуацию и делать занятия ненавистными. Придумав некую игру, можно вызвать в маленьком ученике заинтересованность в процессе. В обучение можно задействовать различные игрушки, яркие карточки. Благодаря широкому выбору, вы легко подберете что-то интересное и нужное в детском магазине.

4) постепенное знакомство с новыми словами

Понятно, что ребенок в своем возрасте знаком лишь с малым количеством слов. Ничто не мешает родителям изучать новые предметы, новые обозначения. Ежедневные прогулки пусть не проходят даром. Ведь сколько на улице всего нового и интересного. Начиная от животных, птиц и заканчивая зданиями и машинами. Показывайте, называйте, повторяйте. Обязательно, убедитесь в том, что ребенок смог запомнить предмет и его название. В данном случае важно качество, а не количество. Количество будет увеличиваться по ходу развития.

5) моторика- очень важный элемент в достижении цели

Разговор малыша не может начаться без мелкой моторики, так как эти функции идут рука об руку. В данном случае можно прибегнуть, как к домашним предметам, так и воспользоваться специальными товарами, продающимися в магазинах. Дома можно использовать бусы, крупу или макаронные изделия. В быту хозяйки могут найти немалое количество способов, которые помогут развивать мелкую моторику. Пусть пальчики малыша будут задействованы в таком увлекательном занятии, как перебирать бусины или горох. 

6) исключить голубые экраны

Важным нюансом есть то, что во время занятий ребенок должен слышать только вашу речь, которая звучит четко и с необходимой интонацией. В этот момент малыша не должно отвлекать абсолютно ничего. Это касается телевизоров и компьютеров. Из них доносится не совсем правильная речь и интонация. Некоторые родителя могут этим злоупотреблять, чтобы на заднем фоне что-то звучало. Но это совершенно недопустимо. В период обучения к квартире должна быть тишина.

7) ежедневное чтение

Этот способ хорошо заполняет пробелы и расширяет словарный запас. Зная любимые сказки или рассказы ребенка, читайте ему их медленно и вдумчиво. Также можно дать книгу с яркими картинками, чтобы он не только слушал, но и видел сюжеты и героев в иллюстрациях.

8) только правильное произношения

Очень важно произносить слово правильно. Ведь малыш только учится и должен понимать и запоминать все правильно. Некоторые родители делают огромную ошибку, умиляясь и повторяя за ребенком неправильное произношение в детской интерпретации. В процессе обучения ученик должен слышать лишь четкие и верные слова.

9) просить ребенка говорить словами, а не жестами

Пока ребенок не научился хорошо разговаривать, ему проще указать пальчиком на то, что он хочет. Не нужно воспринимать детские жесты. Это ведь значительно облегчает жизнь малышу, а понимание того, что родители и так его поймут, исключает желание и потребность учиться разговаривать. Поэтому просите маленького ученика пытаться сказать чего же он все-таки хочет, таким образом стимулируя его быстрее заговорить понятными фразами и предложениями. 

10) постоянное общение и заинтересованность

Как только ваше дитя начинает понятным языком излагать свои мысли, станьте приятным собеседником. Поддерживайте диалог, переспрашивайте, делайте вид что не поняли. Это подзадорит малыша к новым знаниям и даст ему уверенность в себе.

11) включайте детские песенки

Раньше продавались пластинки и кассеты с детскими песенками. Сейчас все намного проще. Компьютер приходит в помощь юным музыкантам. Включите любимую песню из мультика или сказки. Пусть малыш подпевает. Известно, что песни запоминаются быстрее и легче. К таким занятиям у ребенка будет особое отношение. Это не просто повышает настроение, но и добавляет в память новых слов. Мама обязательно должна петь вместе с маленьким.

 В каких случаях ребенок поздно начинает разговаривать

  • Индивидуальность

Как уже известно, к каждому ребенку нужен свой подход. То же самое происходит и с развитием. Один малыш уже бегает, а его сосед по песочнице только начинает ходить. Это касается и умения разговаривать. Этот навык обязательно придет, но в свое определенное время. Естественно, существуют случаи, когда ребенок и в 2 года еще не говорит. Тогда необходима консультация специалистов. С этим затягивать не стоит. 

  • В семье говорят на двух языках

Подобные случаи не единичные. Такому ребенку, безусловно, сложнее всего начать говорить. Потому что, совсем не понятно на каком же именно языке нужно разговаривать. Здесь родителям необходимо приложить чуть больше усилий и запастись терпением. Нужно стараться изучать языки отдельно. На это уйдет много времени и сил. Конечно, такой малыш будет разговаривать позже, чем его маленькие друзья. 

  • Отсутствие общения с ребенком

Это происходит в таких семьях, где ребенок не окружен достаточным вниманием. Чаще всего ограничиваются тем, что за ним просто ухаживают и кормят. С ним не разговаривают с рождения и не поют песенки. Такому малышу будет крайне сложно начать вовремя разговаривать по причине отсутствия необходимых стартовых навыков и словарного запаса.

  •  Неспокойное и нервное состояние ребенка

Дети- это губки, которые впитывают в себя все, происходящее в ближайшем окружении. Если дома у родителей постоянные проблемы, скандалы, то это в первую очередь сказывается на самом младшем члене семьи. Он может сложно переносить стресс, который приведет к отсутствию нормального развития. Это может иметь и плачевные последствии, связанные с ухудшением детского здоровья. Поэтому родители должны исключить громкие ссоры и выяснение отношений на повышенных тонах в присутствии ребенка. 

  • Генетика, сложная беременность и роды

Замедленное развитие может также передаться генетически или стать следствием сложной беременности и родов. За этим процессом нужно внимательно наблюдать, так как длительная задержка в развитии является серьезным поводом обратится к специалистам.

  • Плохой слух

Если родители заметили у ребенка такую проблему, то нужно незамедлительно отправляться в больницу для проверки слуха. Малыш не сможет разговаривать, если у него присутствуют подобные нарушения.

  • Задержка психоречевого развития

Задержка психоречевого развития может быть следствием родовой травмы или поражения ЦНС.

В любом случае мы советуем проконсультитьваться с логопедом и неврологом. Только профессиональные врачи смогут определить проблему и назначить лечение. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, т к это может усугубить ситуацию.

Вам также может понравиться...