Без рубрики

Обыкновенные вундеркинды

Какое родительское сердце не взыграет от радости, видя, как его чадо любознательно, разумно и везде у него все прекрасно получается. К радости добавляется гордость и чуть-чуть тщеславия, когда мы замечаем, что наш сын или дочь отличается от сверстников именно блестящими способностями. В глубине души мы считаем, что одаренный ребенок похож на нас, и это льстит нашему самолюбию. Многие родители, особенно бабушки, придерживаются мнения, что мать-природа имеет тенденцию справедливо распределять свои дары. Если она чего-то прибавила в духовной области, значит, убавила в какой-то другой, например, в физических достоинствах, в здоровье, в характере и т. д. Однако исследования доказали, что в таких представлениях нет и доли истины. Незаурядно одаренные дети часто более здоровые и закаленные. И если их воспитание никак особенно не нарушается, то ведут они себя совершенно нормально – играют, ищут развлечения, как и другие дети, любят общение, любят посмеяться. Но у них более зрелые интересы, а их любознательность приводит к тому, что они накапливают большие запасы знаний и сведений. А поскольку они сообразительны и много знают, то легче находят себе занятия, сами создают себе условия, чтобы учиться – в этом плане с ними не так уж много забот. Безусловно, не стоит такую собственную инициативу ребенка как-нибудь ограничивать из страха, будто ему может повредить излишнее знание. Эта позиция так же ошибочна, как и насильственное принуждение к учению в ущерб игре, бегу и другим подвижным занятиям, развлечениям. Одаренным детям в школе нескучно, хотя в первый класс они приходят, хорошо умея читать и писать. На уроках для них столько интересного, им хочется побольше разузнать и исследовать, любая новая деятельность для них увлекательна. Иногда такие дети “перескакивают” через класс, но чаще не через первый или второй, а через какой-то более старший, когда лучше созрела нервная система и ребенок более закален. Но тут таится опасность, о которой не следовало бы забывать. Некоторые родители незаурядных детей хотят от них “чего-то еще”. Но одаренность может быть неравномерной, мальчик или девочка в одном занятии преуспевают, а в другом совсем не блещут. В таких случаях мы стремимся посодействовать, чтобы развитие шло гармонично. То есть обращаем усиленное внимание на то, в чем ребенок хромает, а не усиливаем его лучшие качества. Если же все стремления родителей будут направлены на развитие выдающихся способностей, то иногда возникает угроза еще большей односторонности, к чему у одаренных детей и так повышается склонность. Здесь нужен разумный компромисс. И, чтобы из одаренных детей получились бы и прекрасные работники, и хорошие люди, тут главную роль играет не одаренность, а прежде всего семейное воспитание. Родители склонны перегибать палку, и выражается это в самых разных формах. Например, в требованиях, в амбиции, в честолюбии. Им мало того, что сын или дочь уже умеют многое, соответствующее их возрасту. Они требуют от ребенка выдающихся достижений, чтобы и знакомые, и родственники восхищались им – короче, чтобы растущий человек стал “звездой”. Возможностей для удовлетворения родительского честолюбия вполне хватает – иностранный язык задолго до школы, балет, музыка, фигурное катание, компьютер. Конечно, бывает, что у некоторых детей талант проявляется очень рано, и было бы обидно его пропустить. Обычно все начинается со стихов, песен, которые маленькая звезда читает каждому по заказу. И любой благодарный гость выражает восторг и аплодирует. А как еще поступить в такой ситуации? Аплодисменты соблазнительны – человек потом особенно усердствует, чтобы заслужить их еще раз. Ведь мы прекрасно знаем, как трудно устоять перед соблазном успеха. А тут малыш. И неудивительно, что наша маленькая звезда воображает, что она все умеет, и воспринимает восторг как должное. Вот где может легко сломаться характер. Если у маленького вундеркинда укоренится представление, что он умеет делать что-то необыкновенное, то это ведет к убеждению, что ему все дозволено. И тогда в обязанность добрых бабушек и мам будет входить не только восхищение одаренным ребенком, но и его безграничное обслуживание. Теперь они обязаны подготавливать дальнейшие успехи своему чаду. И горе тем родителям, у которых из маленькой очаровательной звездочки вырастет большой, лопающийся от тщеславия эгоист. Согласитесь, сегодня вундеркинд – не такая уж редкость. Часто мы слышим или читаем о том, что ребенок закончил школу в 13-14 лет и поступил в вуз. Стоит задуматься: видимо, это уже в порядке вещей? Специально растить вундеркиндов не стоит (да и вряд ли получится что-нибудь из этого), но если заметны способности ребенка в той или иной области, то необходимо помочь этим способностям развиться. Например, когда семья ждет ребенка, они хотят, чтобы он вырос здоровым и умным, — кто об этом не мечтает? Но мечты так мечтами и остаются, если нет понимания того, что научить ребенка можно только тому, что умеешь и чем увлечен сам. Если с ребенком не разговаривать, он так и не научится говорить. А что, если мама будет разговаривать с ним по-русски, а папа – по-английски? Ведь тогда ребенок одновременно и очень легко усвоит сразу два языка. Дети все гениальны от рождения, надо только способности их вовремя распознать и развить. Например, я знаю семью, где растет маленький четырехлетний вундеркинд. Но специальных занятий с ним никогда не проводят ни мама, ни папа. Никогда никакого принуждения. Малейший намек на усталость или нежелание ребенка заниматься служит сигналом – хватит! С мальчиком занимаются играючи (чаще по-английски): “Сколько ложек на столе? А сколько осталось машин, если одна уехала? Сколько листиков на этой ветке?” Но и сам ребенок (впрочем, как и другие дети) задает бесчисленное количество вопросов. И на каждый вопрос получает исчерпывающий ответ – благо, пока еще родителям не приходится заглядывать в энциклопедию и справочники. Правда, нередко родителям приходится порядком ломать голову, как объяснить ребенку то, что по возрасту ему понять трудно. И надо объяснять, а не уходить от ответов. Мальчик ходит в студию рисования, занимается музыкой. И что же, все просто в этой семье, никаких проблем? Нет. Вот одна проблема – что делать с ребенком дальше? Единственный выход – раньше положенного срока пойти в школу и перепрыгивать через класс. Но мама беспокоится: с кем же сыну дружить, если он будет младше своих одноклассников? Созданы же школы для музыкально одаренных, есть школы для умственно отсталых детей, но почему-то нет школ для таких, как этот мальчик? Может быть, нужны и не целые школы, а хотя бы класс? Часто бывает так: сидят за одной партой способный ученик и слабый. Учительница не может сдвинуться с места, пока слабый ученик не усвоит материал. И бьется педагог, ориентируясь, как правило, на среднего ученика. А что же в это время делать сильному (особенно в старших классах)? Он ждет, он томится, он начинает привыкать к безделью. Ум его застаивается, так как не получает необходимой нагрузки. Создание специальных школ для умственно одаренных детей во многом облегчит им жизнь. Они не для того пришли на свет, чтобы их выставляли и показывали. И свои успехи, которых так жаждут родители, они воспринимают как обыденность, а не как что-то неординарное. В наших детях много богатства. Но нужно раскрыть его, выявить и помочь ему развиться. Ольга Белкина Источник: Женские страсти


маленького вундеркинда укоренится представление,накапливают большие запасы знаний,задает бесчисленное количество вопросов,маленькой очаровательной звездочки вырастет,получает исчерпывающий ответ благо,некоторых детей талант проявляется,родители склонны перегибать палку,маленькая звезда читает каждому,обязаны подготавливать дальнейшие успехи,маленькая звезда воображает

Вам также может понравиться...