Логопедическая игра В практике логопедической работы с дошкольниками на первый план, как правило, выдвигается произношение звуков и недооценивается значение навыков послоговых перестроек в речи. Между тем нарушение механизма переключения от одного слога к другому в будущем может стать причиной неуспеваемости ребенка по русскому языку. Предлагаемая игра поможет ребенку осознать механизм деления слов на слоги, закрепить навык проговаривания слов разной слоговой структуры и расширить опыт словообразования. Часть первая. Знакомство Цель: учить детей делить слова на части-слоги. Впервые знакомить ребенка с делением слова на слоги лучше всего на самом «близком» для него языковом материале. Это собственное имя малыша. Я приглашаю детей в гости к Кошке (объемная или плоскостная игрушка). «Гости» знакомятся с Кошкой, по очереди четко проговаривая свое имя по слогам (по частям). Кошка старательно запоминает имена, еще раз их повторяя. В этот момент педагог от имени Кошки может исправить ошибки, допущенные детьми в делении своего имени на слоги. Часть вторая. Кошка встречает гостей Цель: упражнять детей в делении слов на слоги, закреплять названия животных и их детенышей. Материал: плоскостные фигурки животных и их детенышей. В начальный период обучения используются слова, состоящие из одного закрытого слога или слова, состоящие из двух-трех прямых слогов. Примерный словарь: лис, лиса, лисята; кот, киса, котята; пес, собака, щенята; бык, корова, телята. Дети рассматривают плоскостные фигурки животных. Педагог вместе с детьми уточняет названия животных и их детенышей. Затем каждый ребенок выбирает понравившуюся ему фигурку. Педагог: Ждет гостей сегодня Кошка И волнуется немножко: «Что ж так долго не идут?» Ну а гости тут как тут. Друг за дружкой по дорожке Все спешат поздравить Кошку. (Е.Ефименкова) Педагог дает детям задание: стукнуть в дверь столько раз, сколько частей (слогов) в названии выбранного ими животного. Педагог: Каждый зверь, Стукни в дверь! Стукни громко столько раз, Сколько в слове частей у вас! Дети в произвольном порядке (по желанию или по предложению педагога) стучат в дверь нужное число раз. На вопрос кошки «Кто там?» они должны четко проговорить название животного по слогам. После сбора гостей «им» предлагается поплясать. Дети встают в круг. Фигурки животных раскладываются по кругу в центре. Звучит музыка. Дети двигаются по кругу, выполняя танцевальные движения. Когда музыка прерывается, дети берут в руки фигурку, перед которой остановились, и проговаривают по слогам название животного. На следующих занятиях речевой материал усложняется: в словарь включаются слова, состоящие из слогов разной сложности (заяц, зайчиха, зайчонок; медведь, медведица, медвежата, медвежонок и т.п.). Часть третья. Угощенье в день рожденья Цель: упражнять детей в воспроизведении слов разного слогового состава, закреплять навыки словообразования. Материал: плоскостные фигурки животных; «пирожки», вырезанные из картона и с фигурной прорезью в середине; «начинка» для «пирожков» в форме рыбки, ягодки, грибка, капусты, кусочка сыра и т.п. Прорези в каждом «пирожке» соответствует какая-нибудь форма «начинки». Педагог говорит, что Кошка должна приготовить для гостей угощение. Она нуждается в помощи детей. Дети вместе с педагогом имитируют движения лепки пирожков. Педагог (обращаясь к одному из детей): Для кого ты печешь свой пирожок? Ребенок: Для мишки . Педагог: Вот тебе ягодка (показывает форму-начинку). Какая у твоего пирожка будет начинка? Ребенок: Ягодная. Педагог: А какой пирог с такой начинкой получится? Ребенок: Ягодный пирог для мишки. Если ребенок правильно образовал слова, педагог дает ему форму-«начинку». Ребенок ищет среди разложенных в центре круга или на столе пирожков тот, для которого подходит данный вкладыш, и вкладывает «начинку» в «пирожок». Игра заканчивается хороводной песней: Как на Кошкин день рожденья Испекли пирог с вареньем Вот такой вышины, вот такой ширины. Хорош каравай — Чай скорее наливай! «1 сентября» Ирина САМОЙЛОВА, логопед д/с № 33, г. Каменск-Уральский Рисунки Владимира Семеренко
каменск-уральский рисунки владимира семеренко,игра заканчивается хороводной песней,кошка старательно запоминает имена,детьми уточняет названия животных,учить детей делить слова,педагог дает детям задание,кошка встречает гостей цель,плоскостные фигурки животных,фигурки животных раскладываются,выполняя танцевальные движения