«Куда уж лучше, только и делает, что мечтает, а какая польза от этих фантазий…» — возмутится иная мама. И будет не права. Умение воображать, фантазировать позволяет развивать память, абстрактное и логическое мышление, помогает лучше проявить свои способности. Проверьте, насколько у ребенка развито воображение, с помощью теста. Попросите сына или дочь нарисовать лицо, клоуна, домик, кошку, дождь, радость, используя для этого круг, треугольник, прямоугольник и трапецию (рис. 1). Обратите внимание, все ли ребенок смог нарисовать, насколько это похоже на настоящие предметы. Учитывайте уникальность изображения и использование в рисунке всех фигур. Каждый пункт оцените по пятибалльной системе. Чем примитивнее выполнено задание, тем меньше будет оценка. Этот тест на воссоздающее воображение и подходит для детей любого возраста. Теперь проверим, насколько развито у ребенка творческое воображение. Предложите ряд вопросов, начинающихся со слов: что произойдет, если… Задача ребенка дать максимально полные и оригинальные ответы. Например: Что произойдет, если дождь будет лить не переставая? …Если кошки и собаки начнут говорить человеческим голосом? …Если снег превратится в мороженое? …Если у тебя вырастут крылья? Важно и сколько времени потребовалось на ответ. В идеале ребенок должен раздумывать не дольше минуты. Учитывайте и активность воображения, когда ответ остроумный и оригинальный. Если дите отвечает: ничего не будет, так не бывает — или задает встречный вопрос, значит, фантазия его бедновата. Если результаты тестов вас не порадовали, переходите к развивающим упражнениям. «Пантомима» — это упражнение предназначено для развития воображения и творческих способностей. Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, пылесос) или животное. Старайтесь придумать смешные варианты. Если у него с первого раза не получается, покажите сами, как это нужно делать. Предложите ему угадать, что вы изображаете, а затем поменяйтесь ролями. «Незаконченный рисунок» — это упражнение обычно предлагают детям от 5 до 12 лет. Оно поможет развить воссоздающее воображение. Предложите ребенку последовательно назвать, что за предмет изображен в каждом квадрате (рис. 2). На всю работу дается 1 минута. Подсказка для родителей: нарисованы стол, дом, человеческая голова, автомобиль, собака, дерево, мышь, фабрика, молоток. Материал для работы можно приготовить и самим. Возьмите любую картинку и заклейте отдельные элементы белой бумагой. Или выложите из мозаики или пазлов картинку, а затем уберите большинство элементов, оставив 2-3 самых информативных участка. Предложите ребенку определить, что здесь изображено. Если он не справляется с задачей, добавьте один элемент. Так делайте до тех пор, пока ребенок точно не охарактеризует сюжет. «Точки» — с помощью этого упражнения ребенок разовьет творческое мышление. Расставьте на листе бумаги в произвольном порядке точки. И покажите ребенку на примере, как, соединяя их, можно сделать рисунок. Затем пусть он сам попробует нарисовать что-либо таким образом. Использовать все точки каждый раз необязательно. «Что означает интонация». Предложите ребенку прочитать одну и ту же сказку разными голосами, попытаться придать тексту каждый раз новую эмоциональную окраску. Пусть он сделает это грустно, ласково, весело, сердито, по-доброму, жалобно, безразлично. Такое чтение развивает воображение на слуховые образы. Источник: Дети.ру
оставив самых информативных участка,старайтесь придумать смешные варианты,поможет развить воссоздающее воображение,попросите ребенка изобразить жестами,предложите ребенку прочитать одну,предложите ребенку последовательно назвать,уберите большинство элементов,новую эмоциональную окраску,сказку разными голосами,попытаться придать тексту