Обучение Советы

Как научить ребенка считать

  1. Когда следует начинать обучение
  2. Основные советы и рекомендации как научить ребенка считать
  3. Дополнительные методики какие упростят процесс обучения
  4. Как научить малыша складывать и вычитать в пределах 10
  5. Как научить малыши считать в уме
  6. Основные ошибки, которых нужно избегать во время учебного процесса

Современные родители иногда просто бредят идеей воспитать из своего чада вундеркинда. В погоне за мечтой, мамы начинают навязывать детям учебную программу с довольно раннего возраста. Встречаются малыши, которые уже в 1,5-2 года могут быстро считать от 1 до 10. Но есть также родители, которые наоборот, стремятся подарить малышам безоблачное, счастливое детство и учебную программу начинают за год до школы.

Ученые уже доказали, что способность двухлетнего малыша считать до 10 ничего более, как зазубренные слова. Осознание цифр, способность проводить расчеты и логическое мышление приходит к ребенку в дошкольном возрасте 5-7 лет. Конечно, муштровать наукой ребенка с раннего возраста или все же дать возможность ему насладиться беззаботностью, выбор исключительно родителей. Мы поможем сделать вам процесс обучения более легким, интересным и полезным для вашего малыша.

Когда следует начинать учить ребенка считать

В раннем возрасте (до 1 года) ребенок наслаждается общением с родителями и изучает мир через игру. В возрасте до года родители работают над развитием мелкой моторики у ребенка. Посчитайте с малышом его пальчики с помощью традиционной считалка «Сорока-ворона».

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:

Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

Изучите новые стишки или песенки в которых есть цифры, но не акцентируйте на них внимание малыша. Ваша задача в игровой форме пока только познакомить ребенка с цифрами.

Наша Маша
Рано встала,
Кукол всех
Пересчитала:
Две Матрёшки
На окошке,
Две Аринки
На перинке,
Две Танюшки
На подушке,
А Петрушка
В колпачке
На дубовом
Сундучке!


Один! — Мышонок на дорожке!
Два! — К нему крадётся кошка!
Три! — Мышонок в норку шмыг!
И смеётся, озорник!

На втором этапе (1 год) расскажите малышу о понятии «много» и «один». Опять же используйте метод игры.

На детском коврике разложите много игрушек, а одну оставьте у себя в руках. Затем малышу покажите на кучу игрушек и скажите, что их там много, а в руках у вас осталась одна. Предложите ребенку передать вам сначала одну игрушку, а потом много. Теперь ваша задача акцентировать внимание ребенка на количестве. После каждого правильного ответа не забывайте хвалить ребенка, чтобы у него была мотивация и не пропадал интерес. 

Если малыш ленится, то не настаивайте. Помните, что все должно происходить в игровой форме, а не в принудительной. Игрушки можете заменить любыми другими предметами: посудой, маминой косметикой, детскими колготками.

Третий этап от 2 до 3 лет заключается в изучении понятия «больше» «меньше». Используйте предметы для сравнения. Показывайте вещи разные по размерам и спрашивайте у малыша какой из них больше, а какой меньше. Если малыш с интересом отвечает на игру, то усложните задачу. Предложите посчитать зверушек. Например: в избушке жило три лисички и они решили пойти в гости, к другу-волчонку, который проживал один. В какой избушке стало мало зверей, а в которой много? Где зверей стало больше? Посчитайте количество зверей в домиках, а потом пойдите в гости к новым друзьям.

Следующий этап, в 4 летнем возрасте. Теперь можно учить ребенка цифрам. На помощь вам придут карточки с нарисованными на них фруктами, овощами, зверушками и подписанными цифрами. Показывайте малышу поэтапно карточку и говорите вслух, что на ней изображено и в каком количестве. В этом возрасте ребенок уже ассоциирует предметы с количеством. Считайте с малышом на пальчиках. Проявите всю свою фантазию и ассоциативный принцип. При подсчете говорите ребенку, что цифра один похожа на худенькую девочку, двойка на красивого лебедя и так далее. Сейчас ваша задача научить считать ребенка до 10 и в обратном порядке — от 10 до 0.

Далее этап от 5 до 6 лет — дошкольный. Сейчас необходимо ознакомить ребенка с количественным значением каждого числа. Ваша задача объяснить ребенку, что цифра 1 имеет только одну единичку, 2 состоит из двух единичек, 3 — из трех и так до 10. Чтобы было нагляднее приобретите детские палочки для счета. Их альтернативой могут стать зубочистки, спички или ушные палочки. Далее спросите у малыша какая из цифр меньше, а какая больше, какая идет впереди, какая будет следующая или позади. Наглядно показать это можно на числовом ряде. Последние представлены в широком ассортименте детских магазинов. 

Задавайте вопросы ребенку где чего больше или меньше. Чтобы сильно не навязывать счетный процесс, введите его в любимую игру. Например, если ваше чадо увлекается раскрасками, то спросите, что изображено на картине и в каком количестве? сколько нужно цветов для выполнения задания: много или мало? где именно на рисунке больше предметов, а где меньше? почему он так решил? если малыш с легкостью отвечает, значит наука не пошла в лес и вы справились с поставленной задачей. А значит не только малыш нуждается в похвале, но и мама за проявленное терпение и настойчивость.

Основные советы и рекомендации как научить ребенка считать

Нужно ребенка заинтересовать игрой, поэтому проводите подсчет тех вещей, которые действительно интересны вашему малышу: игрушки, машинки, животные, мамина косметика, телефоны, пуговицы на кофточке, печенье или конфеты. Пусть каждая прогулка станет забавной игрой: считайте машины под подъездом, птиц на деревьях, или цветы в саду;

Сразу переходить к цифрам не стоит, сначала нужно развивать у малыша воображение и сформировать мышление, считалки, стихи и песенки вам в помощь. Но чтобы не путать ребенка используйте «один», а не «раз»;

Например:

Мы сегодня посчитаем
Тех зверей, которых знаем!
Мишка — один, слонёнок — два:
Уши, хобот, голова!
Зебра — три, жираф — четыре,
Не поместится в квартире!
Пять — тигрёнок, шесть — удав,
У него ужасный нрав!
Семь — зелёный крокодил,
Посчитался — выходи!


Один, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?
Шесть — конфеты любим есть,
Семь — мы помогаем всем,
Восемь — мы друзей
В беде не бросим.
Девять — учимся на пять,
Десять — кончили считать.


У сороконожки заболели ножки:
Десять ноют и гудят,
Пять хромают и болят.
Помоги сороконожке
Посчитать больные ножки.


Один, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

Следите за тем, чтобы действия и слова ребенка при счете соответствовали действительности и не были ускоренными. Малышу лучше сначала назвать цифру, а затем показать ее на практике, или делать это одновременно. Главное чтобы счет неопережала действие.

Дополнительные методики какие упростят процесс обучения

Позовите на помощь игральные кубики (кубики Зайцева) и ступени

Кубики Зайцева

Постройте с ребенком башню из кубиков. Пусть малыш выставляет каждый кубик друг на друга параллельно считая их. Когда малыш дойдет до 10 позвольте сооружение развалить. Процесс разрушения всегда вызывает у детей огромный восторг, поэтому он охотно будет быстро считать кубики чтобы скорее развалить башню.

На прогулке не обходит ступени. Когда вы с малышом идете по лестнице, попросите его посчитать каждую ступеньку вверх, а потом вниз.

Методика по Глену Доману.

Карточки метода Домана

Вам помогут научить ребенка считать специальные вычислительные карты на которых изображены точки. Так малыш развивает не только умение считать предметы, а и зрительную память.

Магазин

Игровую зону превратите в продовольственный или овощной магазин. Разделите имеющиеся вещи на небольшие кучки, дайте ребенку деньги (можете использовать игральные карты или специальные карточки) и предложите купить у вас две капусты, три перчика и шесть луковиц. Если ребенок ошибся, то терпеливо исправьте его и похвалите за верную попытку. Если у вас уже школьник, то в настоящем магазине поручите ребенку самостоятельно рассчитаться за ваши покупки, пусть он приучается самостоятельно считать деньги. Это не только позволит освоить цифры, но и поможет понять ценность денег.

Стадный инстинкт

Компанию детей посадите в круг. Попросите их посчитать друг друга. Затем дайте детишкам много игрушек. Скажите чтобы каждый набрал максимально большое количество игрушек, при этом громко считая их. Вы можете организовать мини конкурс на скорость, с призом для победителя. Учиться в компании всегда весело и познавательно. Глядя на других детей, ваш малыш не захочет отставать.

Учебные детские книги

На сегодняшний день существует большое количество учебной литературы. Попробуйте подобрать книгу для вашего малыша. Выбирайте яркий экземпляр, написанный простым языком.

Методика Соробан

Соробан

Соробан — это горизонтальная счетная доска, которая была придумана еще в древней Японии. По этой методике числовые операции представляются в графическом виде, как следствие, у ребенка развивается умение быстро считать до 10 и более без использования записей.

  Помните, чтобы ребенку было интересно, он не должен переутомляться во время занятий. Большой объем информации только утомляет ребенка и не приносит желаемого результата. Начальные занятия должны длиться не более 10-15 минут. Постепенно учебное время увеличивайте до 30 минут в день. Перед следующим занятием повторяйте предварительно пройденный материал.

Как научить малыша складывать и вычитать в пределах 10

После того, как малыш освоил цифры, самое время научить его элементарным азам математики. Быстро научить ребенка складывать и вычитать необходимо опять же в игровой форме. Начинать необходимо с простого. Поэтому сначала учимся быстро складывать до 10.

На примере игрушечного домика (при отсутствии последнего, возьмите большую коробку) и фигурок людей (кубиков, игрушек или фруктов) наглядно показывайте ребенку азы арифметики. В дом поместите одну фигурку и попросите ребенка ответить сколько предметов находится в домике. После ответа «Один», поместите еще одну фигурку в домик и повторите вопрос. Сначала ребенок может путаться и довольно долго думать, но не мешайте ему и ни в коем случае не ускоряйте. После правильного ответа позвольте ребенку открыть домик и пересчитать фигурки наглядно. Впоследствии повторяйте игру с большим количеством персонажей.

Еще одна игра называется математические веса. Задавайте ребенку элементарные математические упражнения на сложение и вычитание в пределах 10, а правильный ответ просите поместить на весы и взвесить. Например: на одну сторону весов положите 7 фигурок, а на другую 4. Спросите у ребенка сколько нужно добавить до 4 фигурок, чтобы получить 7? К стороне на которой 4 фигурки ребенок должен добавить правильный ответ, чтобы весы выровнялись. Аналогичное упражнение делайте на вычитание.

Как научить малыши считать в уме

Уже с пятилетнего возраста ваш малыш должен переходить на устное вычисления. Постепенно отучайте ребенка использовать при счете пальчики.

  • он ​​понимает разницу между равно, больше и меньше;
  • четко, осознанно и быстро считает от 0 до 10 и в обратном порядке;
  • умеет сопоставлять количество предметов и цифр;
  • различает количественные и порядковые числа.

Приучайте ребенка к дисциплине и самоорганизованности. Проводите такие учебные упражнения ежедневно и не более 15 минут в день. Желательно уроки проводить в одно и то же время.

Основные ошибки, которых нужно избегать во время учебного процесса

Как мы уже обращали ваше внимание, существует много методик по изучению счетной грамоты. Право выбора на какой из методик остановиться остается за родителями. Но мы все же хотим предостеречь от самых больших ошибок.

Откажитесь от методики добавления единицами. «Если надо к двум прибавить три, то сначала добавь единичку к двойке и так мы получаем три. Потом еще одну единичку, будет четыре и последнюю единичку для получения конечного ответа — 5». По этой методике ребенок быстро научится считать, но сам процесс вычисления будет у него довольно затяжным и медленным. Это перейдет в не хорошую привычку, которую очень трудно искоренить.

Похожий метод «линейки». На линейке для осуществления вычисления надо найти базовую цифру и от нее отнять или добавить заданную цифру. Метод развивает только зрительные навыки, но лишает ребенка способности думать и запоминать.

Не насилуйте и не заставляйте ребенка, проводите не продолжительные занятия не чаще раза в неделю, чтобы с детства не отбить у малышей охоту к науке.

Не повторяйте ежедневно пройденный материал. Лучше вспоминать о изученном по ситуации, когда нужно будет предыдущие знания использовать для получения новых.

Не переходите сразу к сложным задачам и ни в коем случае не ругайте ребенка за ложный ответ. Родителям надо запастись терпением и все непременно получится.

Психологи утверждают, что дети учатся постепенно согласно определенной этапности. Сначала происходит привыкание. Затем наступает этап понимания полученной новой информации. Последним является усвоение и запоминание пройденного материала. Родители должны понимать это и соблюдать последовательности этапов, чтобы обучение проходило весело и с пользой.

Вам также может понравиться...