Как дети воспринимают национальные проблемы? Найти специалиста, располагающего какой-нибудь систематизированной информацией на эту тему, не так-то легко. Ведь официально никаких национальных разногласий не наблюдается. А если кого-то из малышей и дразнят сверстники или обзывают их родители, соседи, малыш не пойдет со своей обидой к «умным дядям», а кинется к маме и папе. Вот почему искать ответы на многие неоднозначные вопросы приходится семье. Наиболее живучи национальные проблемы на бытовом уровне. Увы, это прерогатива не только взрослого мира. Дети порой нисколько не меньше страдают от реальных или мнимых притеснений. Они сами притесняют других, сами недоумевают по поводу различных предрассудков и активно участвуют в их создании. Но все же все зависит только от взрослых. Случайно оброненная родителями фраза типа: «Понаехали тут всякие…» может положить начало настоящей травле, которая у детей принимает порой более жестокие формы, чем даже может себе представить не сдержанный на язык «патриот». Давайте попробуем разобраться, откуда, собственно, «растут ноги» у столь щепетильной проблемы. Кивать на жестокие времена и с ностальгией оглядываться на минувший интернационализм нет смысла. Как бы нам ни хотелось думать иначе, национальная рознь в пестрой многоязычной России — явление старинное. Человек — животное стадное. Поэтому ему совершенно необходимо осознавать свою принадлежность хоть к какому-нибудь стаду. Так появляется: «мы, Ивановы…», «мы, русские…», «мы, женщины…», «мы, медики…» и т. п. А раз есть «мы», то всех остальных можно условно назвать «они». И отношение к «ним» зависит от многого: сложившихся в обществе стереотипов, личного опыта, уровня культуры и проч. В повседневной жизни это выливается в конкретные разговоры и поступки в отношении той или иной национальности. И вот ваш ребенок приходит из школы или детского сада, огорошенный вопросом приятелей, почему у него такой нос (глаза, цвет кожи, акцент и т. д.). Или возможен другой вариант: сын с восторгом рассказывает, какую обидную кличку они придумали новенькому. Бывают, конечно, редкостные случаю, когда дети просто не замечают различий между собой. Обычно это происходит в тех дружных компаниях, которые существуют с раннего возраста, в котором еще все необычно и притягательно. Но, попав в другой мир (поменяв школу, район, город) тем неподготовленнее будет такой ребенок к возможной агрессивности новых знакомых. Итак, рано или поздно, вы столкнетесь с тем, что ребенка необходимо учить, помимо всего прочего, сосуществованию в одном мире с «не такими, как он». Станет ли это для него проблемой — зависит от вас. Как и многие другие свои убеждения, отношение к национальному вопросу ребенок изначально черпает из семьи. К счастью, в большинстве своем наши семьи откровенного национализма не исповедуют — не призывают уничтожать, выселять подальше, ограничивать в правах людей другой национальности. Но кто, положа руку на сердце, может похвастаться абсолютной демократичностью взглядов в этом вопросе? Кто никогда не позволяет себе произносить вслух нелицеприятные прозвища по отношению к представителям тех или иных национальностей, кто не судит порой о человеке только на основании его национальной принадлежности? Помните, в фильме «Убить дракона» горожане гордятся тем, что дракон очистил город от цыган, хотя никто не видел в жизни ни одного цыгана и не может толком объяснить, что плохого те сделали. Конечно, никто не в праве запретить вам придерживаться своих убеждений, но постарайтесь хотя бы ограничиться малым: будьте предельно осмотрительны, высказываясь при детях. Ведь они многое воспринимают буквально да еще имеют обыкновение пересказывать чужие мысли в самой неподходящей обстановке! Вообще-то, чем дольше ваш ребенок останется в полном неведении о характерных «недостатках» той или иной национальности, тем равнодушнее он будет воспринимать потом попытки приятелей «пройтись» в адрес кого-то из знакомых и уж точно никогда не будет инициировать такую травлю сам. С другой стороны, раннее знакомство с представителями разных национальностей, изучение их нравов на личном опыте надежно отбивает идеи национального неравенства. Даже если вы не разделяете симпатий сына к соседям, чья национальность вас не устраивает, не препятствуйте его дружбе с их детьми и посещениям их жилища. Таким запретам нет оправдания. Однако прежде научите ребенка кое-какому политесу. Например, предупредите, что люди, которые любят сами про себя рассказывать анекдоты и легко подтрунивать над земляками, могут болезненно реагировать на попытки собеседника сделать то же самое. Если же вы заметили, что ребенка всерьез увлекают идеи национального превосходства (которые, увы, находят благодатную почву именно в ищущих свою «стаю» подростках), немедленно начните просветительскую работу. Расскажите о своих хороших друзьях, бывших одноклассниках и однокашниках — людях разных национальностей. Приведите примеры происхождения из других национальностей знаменитых людей, которые, как вы знаете, вызывают уважение у вашего ребенка. А порой прекрасное отрезвляющее действие оказывает на него знакомство с собственным генеалогическим деревом. Если же антипатии вашего ребенка основываются на личном опыте знакомства с одним-единственным представителем той или иной национальности, поговорите с ним о том, как легко приписать недостатки конкретного человека целой нации. Ведь он сам ничуть не похож на своего соседа (противного мальчишку или девченку-ябеду), хотя оба — одной нации. Но, возможно, у вас в семье совершенно противоположные проблемы. Именно вашего ребенка дразнят и притесняют из-за его национальной принадлежности. Но прежде чем искать выход в смене местожительства, школы или частых походах в кабинет директора, попробуйте вместе с ребенком… извлечь выгоду из его положения «белой вороны». Ведь, как ни странно, порой у необычного ребенка есть все шансы стать популярным в детском коллективе. Почему так происходит? Ребенок необычной национальности или расы вызывает повышенный интерес у окружающих детей — это бесспорно. Но только от самого ребенка зависит, выльется этот интерес в агрессию или совсем наоборот. Порой сами родители настолько драматизируют ситуацию, буквально готовят ребенка к тому, что его начнут дразнить, выискивают в поведении новых знакомых мнимые обиды, что тем самым прививают ему комплекс неполноценности, которым он и впрямь начинает притягивать к себе соответствующее отношение. В параллельном классе с моим сыном учится маленькая грузинка. Худенькая девчушка со сказочным именем, черными кольцами пышных волос, сверкающими глазами и несходящим загаром — предмет тайной любви всех мальчишек и черной зависти девчонок. Еще бы, кому же не хотелось бы иметь в предках сумасшедшего грузинского князя, которого двадцать лет продержали в каменном мешке! Неважно, кто придумал эту легенду: сама девочка или ее родители — главное, что необыкновенное чувство собственного достоинство и царственная снисходительность к остальным детям исключили даже возможность каких-либо насмешек. Бывает, что именно притеснения со стороны сверстников побуждают человека к значительным достижениям. Девочка, считающая себя некрасивой только потому, что она не такая как все, прилежно изучив премудрости красоты, превращает свою необычную внешность в пикантный экзотический типаж. И нет отбоя от кавалеров! А мальчик, не имеющий никакого «политического веса» среди «одностайных» сверстников, вдруг становится непререкаемым авторитетом в автогонках, компьютерах или теннисе. Научите ребенка спокойно и с достоинством (но без вызова) отвечать на вопросы, касающиеся его национальности. Можно даже заранее отрепетировать несколько вариантов на различные случаи — сухой, юмористический, подробный. Не пожалейте сил, чтобы максимально избавить ребенка от акцента, пусть он как можно лучше знает язык, на котором говорят окружающие, и, как говорится, не лезет в карман за словом. Не замыкайте круг интересов вашего ребенка среди земляков. Чтобы не чувствовать себя изгоем, ему необходимо как можно полнее влиться в то общество, в котором ему предстоит жить. А прививая ребенку чувство достоинства собственным происхождением, не перегибайте палку: не противопоставляйте себя, свой народ тем людям, среди которых вы живете. Иначе у ребенка не будет никакого желания налаживать связи в столь презренном обществе. И, наконец, третья проблема нынешнего времени — дети от смешанных браков. Рьяно отстаивая свой маленький суверенитет, каждая из пятнадцати бывших республик союза сегодня пытается унизить бывших соседей. Недавних братьев теперь называют не иначе чем «оккупантами» и «аборигенами». Родители! На какой бы стадии ни находились ваши отношения между собой, помните: дети не могут и не хотят принимать чью-либо сторону. Любые разговоры на эту тему для них болезненны словно необходимость противоестественного выбора: «Кого ты больше любишь — папу или маму?» Очень и очень часто дети от смешанных браков оказываются между двух огней, если два народа начинают делить «твое» и «мое». Но зато, вырастая, они очень редко становятся националистами, потому что знают цену всем этим предрассудкам. Источник: Женские страсти
хотят принимать чью-либо сторону,научите ребенка кое-какому политесу,необыкновенное чувство собственного достоинство,возможность каких-либо насмешек,положить начало настоящей травле,прилежно изучив премудрости красоты,предках сумасшедшего грузинского князя,черными кольцами пышных волос,немедленно начните просветительскую работу,официально никаких национальных разногласий