Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений Знакомство с пальчиками Пять да пять — родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку — Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою Дружно прячются в теплушки. Вот такие «пять да пять» Угадайте, как их звать? (Пальцы) Расслабление пальцев и кистей рук Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.Оставляя на воде колечки. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево. «Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой. «Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед. «Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах. «Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения. Удержание позы кисти руки Те упражнения, которые делают одной рукой, ребенок должен научиться выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно. Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой. Моя семья. Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! На лужок. Сгибание пальцев в кулачек в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно. На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. Приходи и ты, дружек! Пальчик-мальчик. На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами. Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Улей. Пальцы сжать в кулак, Затем отгибать их по одному. Вот маленький улей, где пчелы Спрятались, никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две три, четыре, пять! Черепаха. Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно. Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, то высовывает голову. Когда она хочет спать, то прячет ее обратно. Замок. На первую строчку — Пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Затем круговые движения, и показали ладошки. На дверях висит замок. Кто его открыть не смог? Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили И открыли! Этот пальчик. Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик резать стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. Ласточка, перепелочка (русская игра) Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: ласточка — и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача ребенка — как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая:»Поймал, поймал!» После того как «перепелка» «была поймана» или «улетела»,:игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» — палец взрослого. Кисель (русская игра) Бабушка кисель варила На горушечке, (Правая рука «помешивает кисель». Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся углом) Для Андрюшечки. (Ладонь правой руки ложится на грудь) Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга) Через бабушкин порог.(Скрещенные ладони помахивают, как крылья) Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. Вот и нету киселька В черепушечке (Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются. Руки разводятся в стороны. Руки снова показывают горшок-черепушечку) В черепушечке (Округленные ладони, опускаясь, образуют горшок-черепушечку) У старушечки На горушечке. (Руки вновь по горку) Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки «утирают») Не плачь, бабка, не рыдай! (Указательный палец правой руки «грозит») Чтоб ты стала весела Мы наварим киселя. Во-о-от столько! (Правая рука снова помешивает «кисель». Руки расходятся широко в стороны) Банька (русская игра) Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом — «выстроена банька». Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося: «Пусти в баньку!» «Не протопил еще», — отвечает взрослый Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого: «Пусти в баньку!» «Мыльца нет» Так поочередно каждый пальчик малыша «просится в баньку» — взрослый может ответить: «Водичка холодная» или «Веничка нет». Наконец взрослый зовет: «Ну, иди! » Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдернуть его, до того, как взрослый, зажмет палец ладонями. Барашка купишь? (русская игра) Взрослый заплетает пальцы руки один за другой — средний за указательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный. Протягивает руку к малышу: » Барашка купишь?» Ребенок пытается схватить руку взрослого; если не успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом: «Ой, продал!» Если, напротив, замешкается взрослый (а это бывает часто — самым маленьким, конечно, подыгрывают) и ребенок «поймает барашка», наступает его очередь заплетать пальцы и становиться продавцом. Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке (безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный` за средний). Тогда уже продают не барашка, а петушка. При игре детей постарше происходит такой диалог: — Барашка купишь? — А сколько просишь? — Сто. — Много будет. Дам десять. — Девяносто! — Пятнадцать! Торговля продолжается; наконец «покупатель» быстро произносит: «Беру!» — и пытается схватить барашка. «Продавец, чтобы не проиграть, должен успеть развести пальцы со словами: «Так продал!» Игра способствует развитию гибкости пальцев, тренирует скорость реакции. Колечки (вепсская игра) Вариант первый — потешка. Усадив малыша на колени, врослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении. Чуть подросший малыш (в 1,5 — 2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки. Вариант второй. Дети 6 — 7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: «Без среднего! — и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры. Вариант третий. Развлечение подростков: самый сложный вариант игры — обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен и старшим дошкольникам. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец. В такт счету, левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая, соответственно, с безымянным, сред ним и указательным. Затем осуществляет движения в противоположном направлении. Козел (белорусская игра) Вышел козел из новых сеней. Левая рука изображает козла: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены. Это положение сохраняется всю игру. Нагнул шею: «Дай хлеба скорее!» Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье.Выставить «рога» «Дай пирожок! Правая рука сжата в кулак, средний палец вы прямлен. Протянул копытце: «Дай воды напиться!» Правая рука складывается «лодочкой». Во время игры в такт словам обе руки двигаются взад-вперед, «бодая» воздух. При повторении игры руки меняются ролями. Маша-хозяйка (игра на основе русского фольклора) Наша-то Маша Сметлива была, Всем в избе работу Нынче задала: (Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху) Плошечку собачка Моет языком, (Большой палец правой руки оттопырен — «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «плошке» — округленной левой ладони, «моет ее» (движения мизинца в сторону и обратно). Мышка подбирает Крошки под столом.(Согнутые мизинец и указательный палец правой руки — «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой -«мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь) Кошка под окошком (Пальцы правой руки собраны , как при фигуре «мышка», но пальцы, изображающие мордочку, не прогну ты, а округлены) Когтями скребет (Пальцы правой руки скребут ладонь левой) Курочка в сережках Вымела избушку, Избушку метет. Потрусила голичок. Лег голичок Под порог на бочок. (Правая ладонь «подметает» выпрямленную левую. Энергичное встряхивание пальцев правой руки) Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени. Сверху ее накрывает левая рука. Перед игрой нужно объяснить ребенку, что голичок — забытое название веника, а потрусить — значит вытрясти, встряхнуть. При повторении игры руки меняются ролями. Меленки (русская игра) Ребенок и взрослый садятся, друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: «Моя пашет! — вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указательный палец правой. Затем ребенок отвечает взрослому: «Моя сеет!» — вытягивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: «Моя спеет!» — вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: «Моя жнет!» — поднимая средний палец левой руки. Перечисление разных видов работ «молотит», «мелет», должно продолжаться пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков. Такой вариант игры доступен ребенку начиная с 4 — 5 лет. Малышу взрослый сначала просто показывает «меленку на своих руках, затем играет с его пальцами, в такт словам попеременно их поднимая и опуская. Трехлетний ребенок включается в игру, отражая движения взрослого зеркально, уже отвечая ему и словами, и пальцами, но оставляя за ним активную роль: «Моя пашет!» — «И моя пашет!» «Моя сеет!» — «И моя сеет!» Кольцо Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны. Дом Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон. Чтобы дом построить новый, Запасают лес дубовый, Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом Начинают строить дом. Очки Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. На коне верхом Сидит Пахом, Книги читает, А грамоты не знает. Флажок Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Горит на солнышке флажок, Как будто я огонь зажег. (А. Барто) Лодка Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик. Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. Пароход Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Паровоз Без колес! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел — Прямо по морю пошел! Стул Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет «раз». Есть у него спина, А не лежит никогда, Есть четыре ноги, А не ходят и три. Но всегда он стоит, Всем сидеть велит. Стол Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет «раз». В лесу родился, В лесу вырос, В дом приходил, Всех вокруг себя посадил. Грабли Ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут». Листья падают в саду, Я их граблями сгребу. Цепочка Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики. Пальчики перебираем И цепочку получаем. Скворечник Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь. Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет. Шарик Все пальчики обеих рук сжаты в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки — Весь перецарапали! Лопнул шар, а две подружки Посмотрели нет игрушки, Сели и заплакали… (А. Шибаев) Елка Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются. Весной цветет, Летом плод дает, Осенью не увядает, Зимой не умирает. Корзинка Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку. В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. Колокольчик Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает. Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы… А ты? Собака Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой вертун, А сам ворчун. http://edu.rin.ru
обе руки двигаются взад-вперед,избе работу нынче задала,коне верхом сидит пахом,перечисление разных видов работ,игре детей постарше происходит,исчезает скованность движений знакомство,кисти приобретают хорошую подвижность,плавные движения поглаживания выполняются,должен успеть развести пальцы,удержание позы кисти руки