Он все время в движении. Ни одного дела не доводит до конца, ни на чем не может сосредоточиться дольше, чем на несколько минут. Все думают, что их плохо воспитали родители, на самом же деле эти дети больны. Рассказывает заведующий Клиникой функциональной патологии Научного центра здоровья детей РАМН, профессор Игорь Павлович БРЯЗГУНОВ. Непоседа фил – вот он какой ВПЕРВЫЕ такого излишне подвижного ребенка описал немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Хотя неимоверная подвижность таких детей сразу бросается в глаза, основной признак заболевания все же не она, а короткий промежуток внимания: ребенок не может сосредоточиться ни на чем – будь то игра, учеба или просмотр телепередачи. Фил поступает в школу, и тут оказывается, что он очень отличается от других детей. На уроках он часто отвлекается и делает много ошибок, но не потому, что не понимает учителя, а из-за невнимательности. Продуктивно работать он может не больше 5-15 минут, потом 3-7 минут его мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В это время Фил занимается посторонними делами и на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность у него восстанавливается, и он опять может продуктивно работать 5-15 минут, после чего мозг снова «отключается» и управлять им Фил не может. Он многоречив, в разговоре перескакивает с темы на тему. Может страдать тиками, гримасничать, совершать ненужные и даже навязчивые движения. В 68% у таких «живчиков» отмечаются нарушения сна, в 40% – ночное недержание мочи. Фил импульсивен, возбудим и агрессивен. Он все время внутренне напряжен, у него моментально меняется настроение, он часто переживает повышенную тревожность и беспокойство. Филу сложно ладить со сверстниками. Он отстает от них в психическом развитии, но стремится командовать и руководить. Трудно складываются у него отношения и со взрослыми. Наказания на него не действуют, а похвала не стимулирует хорошее поведение. Поощрение должно быть уж очень весомым, чтобы Фил стал вести себя лучше. Именно «невоспитуемость» заставляет родителей и учителей задуматься, а не надо ли ребенка показать врачу? Болезнь выбирает мальчиков РАНЬШЕ эта патология как только ни называлась: «легкая дисфункция мозга», «гиперкинетический синдром», «двигательная расторможенность»… В последние годы врачи остановились на названии «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», чтобы не пугать терминами родителей, потому что повреждения мозга у таких детей нет, есть лишь незначительные функциональные расстройства центральной нервной системы. У мальчиков заболевание встречается в 4-9 раз чаще, чем у девочек. Сильнее всего оно проявляется в 6-12 лет. «Живчик» идет в школу и тут оказывается, то, что родители принимали за необузданный характер или бешеный темперамент, учителя не считают нормой: ребенок не может учиться, к тому же он мешает другим детям в классе. А дальше проблема из медицинской и педагогической превращается в социальную: не достигая успехов в учебе, получая за безобразное поведение тычки и затрещины и дома и в школе, такие дети ведут себя все хуже и хуже и впоследствии многие становятся правонарушителями. Это показывает и статистика: среди «трудных» детей любого возраста много больных синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Главное – не ошибиться ДИАГНОЗ этого заболевания очень ответственен. Педиатр перед тем, как его поставить, должен поговорить с родителями, учителями, проконсультировать ребенка у психоневролога. Дело в том, что дефицит внимания может быть признаком и других болезней. Например, таких серьезных психических, как шизофрения, эпилепсия. Или таких редких, как синдром Геллера или синдром Крамер-Полнова. Дефицит внимания наблюдается при энцефалитах, менингитах, отравлении свинцом, после черепно-мозговых травм. Он может быть и у здоровых детей, например у вундеркиндов – их повышенная двигательная активность в школе объясняется скукой. У подростков временная импульсивность и гиперактивность могут быть реакцией на кризис в семье: развод родителей, смерть кого-то из близких или конфликт в школе. А бывает, что поведение ребенка изменяют лекарственные препараты. Например, у детей, страдающих бронхиальной астмой и принимавших теофиллин, учителя наблюдают нарушение внимания и ухудшение поведения. В общем, не всегда педиатру просто разобраться с болезнью, которая находится на стыке педиатрии, психиатрии и психологии. Главное лекарство – физкультура НО ВОТ диагноз поставлен, встает вопрос о лечении. За рубежом еще недавно гиперактивных детей лечили в основном таблетками: давали психостимуляторы. Они, конечно, «живчиков» успокаивали, улучшали их внимание. Но у психостимуляторов бывают побочные эффекты: бессонница, снижение аппетита, боли в животе, раздражительность, потеря веса. Эффективность медикаментозного лечения – 75-80%. У нас к медикаментозной терапии прибегают в крайних случаях. Лечат физкультурой, психотерапией, применяют психолого-педагогическую коррекцию и, если лечение начато вовремя, достигают тех же результатов. Сейчас и Запад склоняется к этой методике. В нашей Клинике функциональной патологии создана специальная программа лечения. Во-первых, мы организуем двигательную активность таких детей. У «живчиков» нарушены обменные процессы: в состоянии покоя в их организме много норадреналина и адреналина – гормонов, которые выделяются у здоровых людей только во время стресса. Получается, что живчики в стрессе находятся постоянно. Чтобы его снять, необходимы длительные равномерные занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. А вот физкультура с эмоциональным акцентом – спортивные игры, соревнования – им не полезны. Во-вторых, мы учим детей расслабляться. Аутогенная тренировка помогает снизить расторможенность, улучшить концентрацию внимания. Учим медитировать – сознательно фиксировать внимание на текущем моменте времени. Медитация заставляет организм умерить частоту пульса, уменьшить выработку адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность. А в-третьих, предлагаем родителям изменить обстановку вокруг гиперактивного ребенка. Непоседе Филу хорошо бы иметь свою комнату, где нет зрительных раздражителей – картин, зеркал… Там должны преобладать спокойные тона. Игрушки, когда ими ребенок не пользуется, надо убирать. Важно строго соблюдать режим дня: размеренный темп жизни просто необходим вечно возбужденным «живчикам». Родителям следует хвалить непоседу всегда, когда он этого заслуживает, а вот слов «нет» и «нельзя» лучше избегать. Когда хотите что-то запретить, отвлекайте ребенка, переключайте его внимание. И будьте сами как можно спокойнее, старайтесь говорить с непоседой Филом тихо, чуть ли не шепотом. Иного пути нет: ни криком, ни шлепками гиперактивного ребенка не остановишь. Прогноз на завтра ЕСЛИ ВЫ вовремя обратитесь к врачам и займетесь лечением своего «вечного двигателя», то прогноз такой: до 12 лет улучшений ждать рано, к 14-15 годам поутихнет чрезмерная активность, до окончания школы значительно снизиться импульсивность, а дефицит внимания исчезнет последним, если в той или иной степени не останется на всю жизнь. Кстати, американские исследователи установили, что в США среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше людей, которые занимаются частным бизнесом, чем среди их спокойных, уравновешенных соотечественников. У «живчиков» есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Как видите, не все так плохо. Источник: АИФ
применяют психолого-педагогическую коррекцию,предлагаем родителям изменить обстановку,впоследствии многие становятся правонарушителями,должны преобладать спокойные тона,психостимуляторов бывают побочные эффекты,необходим вечно возбужденным живчикам,эмоциональным акцентом спортивные игры,профессор игорь павлович брязгунов,родителям следует хвалить непоседу,последние годы врачи остановились