Профилактика — это система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий возникновения и развития, а также повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Что касается предупреждения развития костной патологии, то соответствующие меры должны предприниматься уже в период внутриутробного развития плода, когда происходит закладка челюстно-лицевых органов (в первые два месяца беременности), зачатков зубов, жевательного аппарата и от полноценности происходящих процессов зависят степень минерализации твердых тканей и повышение уровня устойчивости их к вредным воздействиям. В этот период особого внимания требует уход за беременными женщинами, в частности необходимо устранить профессиональные вредности на производстве, установить щадящий режим дня и обеспечить полноценное питание будущей матери, избегать простудных и инфекционных заболеваний и т.д. Для принятия мер по профилактике той или иной патологии необходимо иметь представления о факторах способствующих возникновению конкретной патологии, в данном случае это: наследственная предрасположенность (глубокий прикус, прогнатия и т.д.), нарушение естественного вскармливания, носового дыхания, функции жевания, артикуляции речи и т.д. Сюда же относятся вредные привычки (сосание пальцев, языка, во время сна положение на боку, ручки под щечку и т.д.), аномалии развития и прикрепления уздечек и тяжей губ, щек и языка, мелкое преддверие полости рта, нарушение сроков смены молочных зубов и т.д. Особо следует отметить тот факт, что аномалии развития сами в свою очередь являются причинными факторами, вызывающими деформации зубного ряда челюстей. Немаловажную роль в данной ситуации играют некоторые системные заболевания, оказывающие негативное влияние на рост и развитие скелета такие как: рахит, эндокринные заболевания, гипотрофия, инфекционные заболевания и т.д. Огромна роль естественного вскармливания нарушение, которого может привести к недополучению питательных веществ поступающих с материнским молоком. Это приводит к недоразвитию всего организма в целом и атрофии мышц участвующих в акте сосания, что в свою очередь может привести к задержке роста и развития челюстей, возникновению патологического прикуса. В данном случае в целях профилактики можно использовать бутылочки с упором в области верхней губы, создающие условия для выдвижения нижней челюсти при сосании и глотании. Подавляющее большинство костной патологии одонтогенного характера развивается у детей в период развития молочного прикуса, поэтому раннее удаление молочных зубов может в большинстве случаев привести к различным деформациям и нарушениям сроков прорезывания постоянных зубов. Нарушение носового дыхания по причине гипертрофии небных и глоточных миндалин, полипов носоглотки, искривлений носовой перегородки, также приводит к аномалиям. Длительное отсутствие полноценного носового дыхания формирует «аденоидный» тип лица: «открытый рот», сухость губ, смещение языка кзади и вниз. Своевременное обращение к специалисту дает возможность нормализовать дыхание и положение языка, предупреждает формирование зубочелюстных аномалий. Также одной из причин возникновения аномалий прикуса у детей является задержка перехода с инфантильного типа глотания на соматический. Аномалии челюстей и зубных рядов могут быть вызваны нарушениями осанки у детей связанные с тугим пеленанием, односторонней нагрузкой на плечо или руку, ограничением подвижности, длительным пребыванием в неудобной позе, несоответствием используемой мебели возрасту и анатомо-физиологическим данным ребенка, отсутствием корригирующих гимнастических упражнений. Таким образом, меры по предупреждению развития костной патологии после рождения должны проводится в дошкольных (ясли, детские сады), общеобразовательных (школа, гимназия, колледж, училище) учреждениях и Вузах. Воспитание и образование, получаемые в этих учреждениях предусматривает приобретение в процессе обучения навыков для сохранения здоровья. При этом необходимо подумать о создании условий для профилактической деятельности на уровне школы в целях сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Этот вопрос должен найти свое решение в проекте новой школы. С.А. Гаджиев, С.С. Гаджиев Кафедра системных проблем здоровья, восстановительной медицины и валеологии МПГУ (Москва) Источник
происходит закладка челюстно-лицевых органов,предупреждению развития костной патологии,установить щадящий режим дня,недополучению питательных веществ поступающих,предупреждает формирование зубочелюстных аномалий,мелкое преддверие полости рта,несоответствием используемой мебели возрасту,отсутствием корригирующих гимнастических упражнений,укрепления здоровья подрастающего поколения,период внутриутробного развития плода