Без рубрики

MilkBaby.com.ua — Портал для родителей. — Коррекция аутизма

Дата: 16-04-2002 @ 11:01 Тема: Здоровье Ранний детский аутизм (РДА) – один из самых загадочных типов нарушения психического развития, которое захватывает все сферы психической жизни ребенка и разнообразно в своих проявлениях. Основными клиническими проявлениями РДА являются: неспособность ребенка правильно установить эмоциональные взаимоотношения между людьми, в частности с родителями, и нарушенной способности к целенаправленной, организованной активности и сопровождается задержкой психического развития различной степени выраженности. С января 1997 года мы наблюдаем около сорока детей в возрасте от 3 до 17 лет, страдающих РДА. Спектр выраженности проявлений аутизма у них различен: от глубокой умственной отсталости до способности учиться в общеобразовательной школе, от неуклюжести до невероятной моторной ловкости, от мутичности до развернутой фразовой речи. В настоящее время общепризнанно, что это нарушение развития не психогенно, а обусловлено особой биологической дефицитарностью ребенка. При проведении коррекционной работы мы исходим из предпосылки того, что потребность в общении у детей, страдающих РДА, исходно не нарушена, они не отказываются сознательно, а, скорее, не могут взаимодействовать с людьми. В целом ряде руководств и статей, освещающих данную проблему, подробно описаны классификации, клинические проявления РДА и показаны возможные пути коррекционной работы. Однако редко удается встретить описание конкретных коррекционных методик, но даже если последние нам и встречаются, то в виде, не готовом для практического использования, в виде как бы “полуфабрикатов“, которые приходится дорабатывать применительно к каждому конкретному ребенку. Мы понимаем, что нет единой универсальной методики коррекции аутизма и поэтому стараемся анализировать и синтезировать все описанные в литературе методики, учитывая разнообразие клинических проявлений у наших детей и различный прогноз. Музыкальные звуки (как и звуки, воспроизводимые голосом) имеют сложную волновую природу и представляют из себя целый калейдоскоп частот, амплитуд, затрагивающих различные анализаторные системы. Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот от 16 до 20000 Гц. Возникающие реакции слуховой адаптации активно влияют на психоэмоциональное состояние человека, динамика эмоций всегда приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, которые в свою очередь опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение. Под воздействием музыки (звуков) возникает особый феномен, влияющий на активность гемодинамики и регионального кровообращения — вибрация внутренних органов. В ОЦРДП “Парус Надежды” (Областной Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, г.Воронеж) применялась методика использования звукового образа ребенка в коррекции его аутистического расстройства. Методика опирается на базовые представления об общих механизмах действия музыкотерапии. Однако следует отметить, что в качестве основного фактора воздействия мы использовали не музыку, а звуковую продукцию (звуки, слова, мелодию), производимую самим ребенком. В качестве вспомогательных технических средств мы использовали компьютер (программы, обеспечивающие запись и воспроизведение звуков, звукокоррекцию, микрофон, акустические системы) и кассетный магнитофон. Фразовая речь, отдельные слова, звуки фиксировались на носитель. Отношение детей к процессу звукозаписи проявлялось тремя различными вариантами: 1. Совершенно не проявляли интереса к тому, что происходит. Дети были трудно доступны эмоциональному контакту, их поведение приближалось к “полевому”. Увлеченность стереотипными действиями (облизывание предметов, верчение ручек, карандашей, щелканье пальцами) составляли главный интерес ребенка. 2. Дети проявляли интерес к самому процессу (манипуляции с компьютером и микрофоном), но не понимали его значения. При этом они старались съесть или укусить микрофон, нажать на клавиши клавиатуры, сесть на колени к терапевту. По мере угасания интереса они переключались на свои стереотипные игры. 3. При понимании сути процесса реакция детей была разнонаправленной: от активного избегания со страхом и тревогой до активного включения с весельем и выражением удовольствия на лице. Данные варианты отношения к процессу звукозаписи зависели от степени выраженности самого аутизма: первый вариант соответствовал 1 группе, второй – 2 группе, третий – 3 и 4 группам степени тяжести проявления аутистического расстройства (по О.С. Никольской). Звукозапись осуществлялась в небольшом, звукоизолированном кабинете, служащим для проведения психокоррекционных и педагогических занятий, оснащенным стимульным материалом. Записывались речь и звуки, произносимые детьми в процессе свободной игры (без вмешательства терапевта), при совместных действиях, с подключением терапевта или родителя (“скрытый микрофон“) и с явным использованием микрофона (пение песен, чтение стихов, начитывание сочиненных ребенком фантазий). Методику старались включать в структуру каждого психокоррекционного занятия в течение 15-30 минут. Полученная информация воспроизводилась ребенку сразу в процессе занятия или на последующих занятиях, по мере накопления звуковой библиотеки. Реакции на свой собственный голос отличались в зависимости от клинического состояния пациента: 1. Полное игнорирование предъявляемого материала. Продолжались стереотипные действия и “полевое” поведение ребенка. 2. Дети узнавали собственный голос и реагировали эмоционально (улыбались, смеялись) и поведенчески (искали источник звуков). При этом стимулированная реакция включалась в стереотипное поведение. 3. Дети не только узнавали свой голос, они именно слушали свою речь. Они могли многократно повторять запись-воспроизведение с мало угасающим интересом к общению с терапевтом и компьютером. Данные реакции коррелировали с вариантами отношения к звукозаписи, соответственно степени тяжести аутизма. С течением времени, после проведения 3-5-7 занятий, изменялось отношение к процессу звукозаписи и реакция на воспроизведение собственного голоса. Дети, ранее не проявлявшие интереса и игнорировавшие звуковоспроизведение, начинали слышать свой голос, замирали, прислушивались. В это время стереотипные действия прекращались или ослабевали. Легче удавалось обратить их внимание на стимульный материал, включить их руки, тело в совместные с терапевтом манипуляции. Снижалась тревожность при знакомстве с новыми, неизвестными предметами. Аутисты, ранее интересовавшиеся только самим процессом записи и реагирующие на свои звуки и слова однотипно, начинали включаться в сам процесс записи (специально говорить в микрофон, нажимать клавишу записи) – это достигалось неоднократным повторением действий. Дети реагировали не только эмоционально, но и повторяли свои звуки и слова, предъявляемые им в стимульном материале. Подключение терапевта к аутисту в данном случае осуществлялось легче, чем при обычном контакте. Дети с третьим вариантом отношения и реакции к процессу записи-воспроизведения, сформированной фразовой речью запоминали свое творческое самовыражение (стихи, фантазии) и требовали их воспроизведения многократно, просили записать их вновь. Обыгрывание различных сказок, историй, жизненных ситуаций вместе с терапевтом достигалось свободней, легче и заинтересованней. В целом практически все дети, страдающие аутистическим расстройством, выражали положительную динамику при проведении с ними данной методики. Она проявлялась:  в более легком присоединении к ним с помощью совместно произносимых звуков и слов; — в расширении целенаправленной активности при манипуляциях с клавиатурой, микрофоном, игрушками, обыгрыванием образных рассказов с переносом их персонажей на бумагу (пластилин); — в их эмоциональном вовлечении во что-то “необычное”, веселое, с возможностью их самостоятельной коррекции воспроизводимого материала и удовлетворением от собственной значимости; — родители по другому относились к детям, они как бы видели их со стороны, до сих пор не виденной; дети с увлечением включались в игру, воодушевляясь тому, как они слышат себя, отвечают на свой голос, раскрывают свои творческие возможности; — набор воспроизводимых ребенком звукосочетаний расширялся при неоднократном проигрывании ему записи логопедического занятия с ним. Формирование звукового образа самого себя, слышание себя со стороны способствовало расширению восприятия аутиста, его стереотипной игры, звукового самовыражения и просто творчества с ненавязчивым самоутверждением. Данный метод психокоррекционной работы с аутичными детьми мы рекомендуем всем, кто стимулирует их развитие. Он не требует больших затрат, воодушевляет обучающего и обучаемого. Ее использование позволяет достаточно легко достигнуть позитивного результата. Развивать и интерпретировать данную методику рекомендуется с использованием частотной коррекции звуков, имитацией звуков, вызывающих страх и тревогу у ребенка с их постепенной десенсибилизацией. Леонид Горбунов, детский психиатр, [email protected] Алексей Колосков, детский психиатр


могли многократно повторять запись-воспроизведение,имеют сложную волновую природу,трудно доступны эмоциональному контакту,опосредованно начинают оказывать влияние,способствовало расширению восприятия аутиста,полное игнорирование предъявляемого материала,качестве вспомогательных технических средств,учитывая разнообразие клинических проявлений,данный метод психокоррекционной работы,качестве основного фактора воздействия

Вам также может понравиться...