Среди факторов, отрицательно влияющих на психику детей, особое место занимает боязнь медицинских процедур. Психологическая помощь в этом случае необходима не только долго и тяжело болеющим детям, но практически здоровым ребятам, так как система охраны здоровья подразумевает медицинские осмотры детей, профилактические прививки и, конечно же, — лечебные процедуры, если ребенок заболел. В то же время, часто дети очень болезненно реагируют не только на сами медицинские процедуры, но и на ожидание начала этих процедур, на приближение к ним людей в белых халатах. Дети плачут, отказываются от контакта с медицинскими работниками и т.д. Конечно, при таких обстоятельствах не приходится говорить о продуктивном общении с ребенком. Он либо замыкается в себе, в своем «ситуативном горе-страхе», либо демонстрирует явные признаки агрессивности. Иногда разовый, но неудачный опыт общения с медицинским персоналом может привести к серьезным психологическим травмам, которые возможно потребуют в дальнейшем длительной психолого-педагогической коррекции. В настоящее время в психологии существует разделяемое многими специалистами определение страха. Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием, опасным для существования фактором, страх возникает при их предвосхищении. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет важные функции в психической жизни человека: защитно-адаптивную, социализирующую, обучающую и воспитательную. Страхи бывают патологические и нормальные (возрастные). Патологический страх препятствует общению, развитию личности, приводит к социальной дезадаптации, а далее — к аутизму и психосоматическим заболеваниям. К таким страхам относится и сильно выраженный страх медицинских процедур. Конечно же, подобные страхи должны корректироваться. Среди известных методов предупреждения и преодоления страхов в последние годы достаточное место начинает занимать метод игротерапии и, в частности, куклотерапия. Этот метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с игрушкой. Любимая игрушка может использоваться в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, например: на укол пришёл бегемотик. Любимая игрушка попадает в «страшную историю», которая успешно завершается. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать и, достигнув максимальной выраженности, сменяться эмоциональными бурными поведенческими реакциями (плач, смех и т.д.), в результате которых снимаются напряжение и тревога. Одна из систем психологической коррекции страха медицинских процедур у детей имеет психопрофилактическую направленность и может использоваться также для психолого-педагогической коррекции уже имеющихся актуальных страхов детей, вызванных медицинскими процедурами и общением с медицинским персоналом. Данная система воздействия повышает коммуникативную компетентность детей: обучает их навыкам общения со сверстниками и медицинским персоналом, улучшает психологический климат в детском коллективе и эмоциональное сочувствие каждого ребенка, а также способствует расширению общего кругозора детей, в частности, — усвоению ими элементарных знаний в области гигиены и медицины. В основе методики психологической коррекции страха лежат такие психологические закономерности: 1) известная ребёнку информация вызывает меньше страха; 2) неоднократно пережитые негативные эмоции теряют свою актуальность, имеют меньшую интенсивность и длительность. Сказанное выше позволило сформулировать следующие принципы реализации программы психологической коррекции страха у детей перед выполнением медицинских процедур: 1) детям подробно на доступном языке объясняется значение, смысл и ход каждой потенциально неприятной медицинской процедуры; 2) занятия проводятся до тех пор, пока у детей есть живой интерес к ним и пока остаются признаки страха перед выполнением медицинских процедур; 3) детей просят больше говорить о своих чувствах относительно выполнения медицинских процедур и всего, что им сопутствует; 4) занимаясь с детьми, вы не должны бояться выглядеть смешными и с удовольствием искренне выполнять все упражнения вместе с детьми, в том числе и такие, которые могут непосвященному человеку показаться на первый взгляд нелепыми. В противном случае,сложно ожидать выполнения этих упражнений от детей (например, «попрыгать, как лягушки» и т.д.); 5) следует инициировать активность детей, их творческие возможности; 6) не делать за ребенка то, что он, хотя бы однажды, сделал сам. Специалисты называют много методических приемов, которые могут быть использованы в работе над преодолением страха. В данном случае можно использовать четыре из них: анатомирование страха, манипулирование предметами страха, рисование страха, привыкание к предмету страха (десенсибилизация). 1. Анатомирование страха Смысл приема состоит в объяснении ребенку, что собой представляет пугающий его предмет (например, шприц для инъекции). Как он устроен, «откуда берется», зачем нужен. Такие беседы устраняют «пробелы» в знаниях ребёнка и, следовательно, в его восприятиях, которые прежде заполнялись приписыванием какому-либо предмету опасных и страшных для ребенка качеств. Занятия с детьми проводятся в форме беседы-игры, во время которой обсуждаются следующие вопросы: «Как и для чего люди лечатся?» — Человек, к сожалению, не всегда бывает здоров. — Зачем врачи назначают лекарства? — Какими бывают лекарства? (таблетки, микстуры, порошки). — Как нужно принимать лекарства? (длительность приема, время приема). — Чем можно и нельзя запивать лекарства, прописываемые вовнутрь? — Почему это нужно делать по правилам? — Почему хорошо быть здоровым? С детьми-инвалидами обязательно обсуждаются и другие вопросы: — Я и мое тело. — Да, я болен (болел). Но моя болезнь — одна из моих индивидуальных особенностей. Как, например, голубые глаза у моего брата. Я сильнее болезни, потому что я все о ней знаю, потому что она — одна, а у меня есть союзники: мои близкие, врачи, друзья. — Моя болезнь не очень пощадила мое тело, но у меня достаточно оснований, чтобы любить себя, и достаточно сил, чтобы быть успешным в жизни, чтобы радоваться каждому прожитому дню и людям. В результате названных и других бесед дети понимают, что лечение — это не наказание за их плохое поведение и прочие «прегрешения», а помощь им в том, чтобы они были здоровыми и красивыми. Далее можно побеседовать с детьми об инъекциях как одном из самых эффективных способов лечения: — Укол (инъекция) — это неприятно, а иногда и больно. Что можно сделать, чтобы не было больно и страшно? Нужно расслабиться, взять маму или другого близкого человека за руку, можно любимую игрушку прижать к себе во время укола, можно улыбнуться медсестре, можно представить себя на месте шприца — он (как и медсестра) тебе, точно друг и т.д. 2. Манипулирование предметом страха Способность управлять пугающим предметом, держать его в руках, чувствовать себя больше и сильнее его помогают ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним. Если ребенок захочет выполнить агрессивные действия с этим предметом (порвать, скрутить и т.д.), то не следует его останавливать. Можно использовать предметы, которыми пользуются медработники при проведении инъекции: различные шприцы, вата, иглы разных размеров. Детям разъясняется строение шприца и иглы. Они надевают, под присмотром взрослого, иглу на шприц, набирают в него «лекарство», делают инъекции пластиковым куклам. До активного манипулирования со шприцом и иглой дети усваивали правила безопасной работы с этими предметами: не прикасаться иглами к телу человека; обязательно пересчитывать инструменты по окончании игры и др. 3. Рисование страха Этот метод также направлен на формирование у ребенка ощущения собственной силы и превосходства над предметом его страха. Эффективным может оказаться такой прием: попросить ребенка нарисовать то, чего он боится, а рядом -себя. Малыша следует «подтолкнуть», спровоцировать (если он сам так не сделает) нарисовать себя более крупным или чем-либо защищенным (например, с палкой в руках и т.д.) по отношению к пугающему его предмету. До коррекционной процедуры дети изображали свои страхи большими по размеру, а себя — с широко раскрытыми глазами, выражающими страх. После коррекционной процедуры может наблюдаться значительное уменьшение размеров и объемов, изображаемых объектов страха, появляются и другие признаки: меньшей тревоги, напряженности, социальной и психологической незащищенности. 4. Привыкание к страху (десенсибилизация), то есть уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что собой представляет объект его страха, например, инъекцию-прививку делают для того, чтобы не болеть инфекционными (заразными) заболеваниями, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному для него объекту. Десенсибилизации страха способствовали такие методические приемы, как манипулирование со шприцом, «разговор со шприцом», «перемигивание с ним», написание стихов в подарок шприцу, обучение детей расслаблению и сюжетно-ролевые игры: «Мы — врачи», «Лечим бегемотика» и пр. Данные игры проводятся с детьми многократно, до тех пор, пока они просят об этом и, когда объективно фиксируется положительный эффект от занятий, то есть с очевидностью и для самих детей, и для взрослых, уменьшаются страхи ребят к медицинским процедурам. Источник: «Мамка»
дальнейшем длительной психолого-педагогической коррекции,занимает боязнь медицинских процедур,самых эффективных способов лечения,радоваться каждому прожитому дню,известная ребёнку информация вызывает,доступном языке объясняется значение,объективно фиксируется положительный эффект,должны бояться выглядеть смешными,захочет выполнить агрессивные действия,детей имеет психопрофилактическую направленность