Без рубрики

MilkBaby.com.ua — Портал для родителей. — Боязнь медицинских процедур

Среди факторов, отрицательно влияющих на психику детей, особое место занимает боязнь медицинских процедур. Психологическая помощь в этом случае необходима не только долго и тяжело болеющим детям, но практически здоровым ребятам, так как система охраны здоровья подразумевает медицинские осмотры детей, профилактические прививки и, конечно же, — лечебные процедуры, если ребенок заболел. В то же время, часто дети очень болезненно реагируют не только на сами медицинские процедуры, но и на ожидание начала этих процедур, на приближение к ним людей в белых халатах. Дети плачут, отказываются от контакта с медицинскими работниками и т.д. Конечно, при таких обстоятельствах не приходится говорить о продуктивном общении с ребенком. Он либо замыкается в себе, в своем «ситуативном горе-страхе», либо демонстрирует явные признаки агрессивности. Иногда разовый, но неудачный опыт общения с медицинским персоналом может привести к серьезным психологическим травмам, которые возможно потребуют в дальнейшем длительной психолого-педагогической коррекции. В настоящее время в психологии существует разделяемое многими специалистами определение страха. Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием, опасным для существования фактором, страх возникает при их предвосхищении. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет важные функции в психической жизни человека: защитно-адаптивную, социализирующую, обучающую и воспитательную. Страхи бывают патологические и нормальные (возрастные). Патологический страх препятствует общению, развитию личности, приводит к социальной дезадаптации, а далее — к аутизму и психосоматическим заболеваниям. К таким страхам относится и сильно выраженный страх медицинских процедур. Конечно же, подобные страхи должны корректироваться. Среди известных методов предупреждения и преодоления страхов в последние годы достаточное место начинает занимать метод игротерапии и, в частности, куклотерапия. Этот метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с игрушкой. Любимая игрушка может использоваться в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, например: на укол пришёл бегемотик. Любимая игрушка попадает в «страшную историю», которая успешно завершается. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать и, достигнув максимальной выраженности, сменяться эмоциональными бурными поведенческими реакциями (плач, смех и т.д.), в результате которых снимаются напряжение и тревога. Одна из систем психологической коррекции страха медицинских процедур у детей имеет психопрофилактическую направленность и может использоваться также для психолого-педагогической коррекции уже имеющихся актуальных страхов детей, вызванных медицинскими процедурами и общением с медицинским персоналом. Данная система воздействия повышает коммуникативную компетентность детей: обучает их навыкам общения со сверстниками и медицинским персоналом, улучшает психологический климат в детском коллективе и эмоциональное сочувствие каждого ребенка, а также способствует расширению общего кругозора детей, в частности, — усвоению ими элементарных знаний в области гигиены и медицины. В основе методики психологической коррекции страха лежат такие психологические закономерности: 1) известная ребёнку информация вызывает меньше страха; 2) неоднократно пережитые негативные эмоции теряют свою актуальность, имеют меньшую интенсивность и длительность. Сказанное выше позволило сформулировать следующие принципы реализации программы психологической коррекции страха у детей перед выполнением медицинских процедур: 1) детям подробно на доступном языке объясняется значение, смысл и ход каждой потенциально неприятной медицинской процедуры; 2) занятия проводятся до тех пор, пока у детей есть живой интерес к ним и пока остаются признаки страха перед выполнением медицинских процедур; 3) детей просят больше говорить о своих чувствах относительно выполнения медицинских процедур и всего, что им сопутствует; 4) занимаясь с детьми, вы не должны бояться выглядеть смешными и с удовольствием искренне выполнять все упражнения вместе с детьми, в том числе и такие, которые могут непосвященному человеку показаться на первый взгляд нелепыми. В противном случае,сложно ожидать выполнения этих упражнений от детей (например, «попрыгать, как лягушки» и т.д.); 5) следует инициировать активность детей, их творческие возможности; 6) не делать за ребенка то, что он, хотя бы однажды, сделал сам. Специалисты называют много методических приемов, которые могут быть использованы в работе над преодолением страха. В данном случае можно использовать четыре из них: анатомирование страха, манипулирование предметами страха, рисование страха, привыкание к предмету страха (десенсибилизация). 1. Анатомирование страха Смысл приема состоит в объяснении ребенку, что собой представляет пугающий его предмет (например, шприц для инъекции). Как он устроен, «откуда берется», зачем нужен. Такие беседы устраняют «пробелы» в знаниях ребёнка и, следовательно, в его восприятиях, которые прежде заполнялись приписыванием какому-либо предмету опасных и страшных для ребенка качеств. Занятия с детьми проводятся в форме беседы-игры, во время которой обсуждаются следующие вопросы: «Как и для чего люди лечатся?» — Человек, к сожалению, не всегда бывает здоров. — Зачем врачи назначают лекарства? — Какими бывают лекарства? (таблетки, микстуры, порошки). — Как нужно принимать лекарства? (длительность приема, время приема). — Чем можно и нельзя запивать лекарства, прописываемые вовнутрь? — Почему это нужно делать по правилам? — Почему хорошо быть здоровым? С детьми-инвалидами обязательно обсуждаются и другие вопросы: — Я и мое тело. — Да, я болен (болел). Но моя болезнь — одна из моих индивидуальных особенностей. Как, например, голубые глаза у моего брата. Я сильнее болезни, потому что я все о ней знаю, потому что она — одна, а у меня есть союзники: мои близкие, врачи, друзья. — Моя болезнь не очень пощадила мое тело, но у меня достаточно оснований, чтобы любить себя, и достаточно сил, чтобы быть успешным в жизни, чтобы радоваться каждому прожитому дню и людям. В результате названных и других бесед дети понимают, что лечение — это не наказание за их плохое поведение и прочие «прегрешения», а помощь им в том, чтобы они были здоровыми и красивыми. Далее можно побеседовать с детьми об инъекциях как одном из самых эффективных способов лечения: — Укол (инъекция) — это неприятно, а иногда и больно. Что можно сделать, чтобы не было больно и страшно? Нужно расслабиться, взять маму или другого близкого человека за руку, можно любимую игрушку прижать к себе во время укола, можно улыбнуться медсестре, можно представить себя на месте шприца — он (как и медсестра) тебе, точно друг и т.д. 2. Манипулирование предметом страха Способность управлять пугающим предметом, держать его в руках, чувствовать себя больше и сильнее его помогают ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним. Если ребенок захочет выполнить агрессивные действия с этим предметом (порвать, скрутить и т.д.), то не следует его останавливать. Можно использовать предметы, которыми пользуются медработники при проведении инъекции: различные шприцы, вата, иглы разных размеров. Детям разъясняется строение шприца и иглы. Они надевают, под присмотром взрослого, иглу на шприц, набирают в него «лекарство», делают инъекции пластиковым куклам. До активного манипулирования со шприцом и иглой дети усваивали правила безопасной работы с этими предметами: не прикасаться иглами к телу человека; обязательно пересчитывать инструменты по окончании игры и др. 3. Рисование страха Этот метод также направлен на формирование у ребенка ощущения собственной силы и превосходства над предметом его страха. Эффективным может оказаться такой прием: попросить ребенка нарисовать то, чего он боится, а рядом -себя. Малыша следует «подтолкнуть», спровоцировать (если он сам так не сделает) нарисовать себя более крупным или чем-либо защищенным (например, с палкой в руках и т.д.) по отношению к пугающему его предмету. До коррекционной процедуры дети изображали свои страхи большими по размеру, а себя — с широко раскрытыми глазами, выражающими страх. После коррекционной процедуры может наблюдаться значительное уменьшение размеров и объемов, изображаемых объектов страха, появляются и другие признаки: меньшей тревоги, напряженности, социальной и психологической незащищенности. 4. Привыкание к страху (десенсибилизация), то есть уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что собой представляет объект его страха, например, инъекцию-прививку делают для того, чтобы не болеть инфекционными (заразными) заболеваниями, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному для него объекту. Десенсибилизации страха способствовали такие методические приемы, как манипулирование со шприцом, «разговор со шприцом», «перемигивание с ним», написание стихов в подарок шприцу, обучение детей расслаблению и сюжетно-ролевые игры: «Мы — врачи», «Лечим бегемотика» и пр. Данные игры проводятся с детьми многократно, до тех пор, пока они просят об этом и, когда объективно фиксируется положительный эффект от занятий, то есть с очевидностью и для самих детей, и для взрослых, уменьшаются страхи ребят к медицинским процедурам. Источник: «Мамка»


дальнейшем длительной психолого-педагогической коррекции,занимает боязнь медицинских процедур,самых эффективных способов лечения,радоваться каждому прожитому дню,известная ребёнку информация вызывает,доступном языке объясняется значение,объективно фиксируется положительный эффект,должны бояться выглядеть смешными,захочет выполнить агрессивные действия,детей имеет психопрофилактическую направленность

Вам также может понравиться...