Без рубрики

MilkBaby.com.ua — От цвета к букве, от буквы к слову

Нужно ли учить читать ребенка до школы? Когда лучше начинать обучение? Справится ли с нагрузкой неокрепшая нервная система малыша? Нужны ли вам лишние заботы? А для чего тогда нужна школа? Как помочь ребенку вырасти умным и способным? Данная статья предлагает интереснейшую МЕТОДИКУ развития и обучения чтению детей уже на первом году жизни. Читайте и решите для себя, когда и как надо развивать и обучать своего ребенка.К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все процессы (в том числе и процесс обучения), хотя в большинстве случаев совершенно неоправданно. Более того, нынешнее увлечение «элитным» образованием в виде лицеев, гимназий, колледжей и академий по большей части оборачивается лишь несоразмерным увеличением нагрузки. Парадокс заключается в том, что зачастую интенсивное обучение начинается, когда фантастические способности ребенка УСВАИВАТЬ НОВОЕ начинают угасать. Подумайте — когда малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий? Ответ: С 2-3 месяцев до 5-6 лет! Так почему же мы не используем или используем недостаточно эффективно это удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще всего по незнанию и из боязни что-то сделать не так. Могу предложить несложный, но довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название «словесного» чтения . Она основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова. Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия. У нас эта методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех поликлиниках и детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании нашлось для него место!). В принципе этим может заниматься каждая мама — было бы желание, — много времени вся процедура показа картинок не отнимает (10 минут в день). В этом же ряду находится и алфавит того языка, который будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным «скотчем» — так вы сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на стену в детской комнате). С того момента, как ребенок начнет держать голову, вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на картинках, обращайте его внимание на картинку! С 6 месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. КАК ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ТЕПЕРЬ? Сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А — в красный, О — в желтый, У — в смесь синего и зеленого, Ы — в коричневый, Э — в смесь желтого и зеленого. Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов (А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета ассоциативно связаны с ЭТИМИ «звукобуквами» (ЗБ) русского языка. Каждая звукобуква в любом языке имеет свою цветовую «визитную карточку», и во многих языках она четко определена. Подобные «визитки» выявлены и для русского языка. 1. Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О — окно, У — угол и т.д 2.Если не получается найти предмет (Ы — ?), просто повесьте карточку на видное место. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: «Это окно — буква О» и т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ! С 9-10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и т.п.), давайте играть ребенку, пробовать «на зуб» и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения. Сейчас в продаже есть печенье «Азбука» в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цели — усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: «Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква…» и т.д. Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные — самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению. ТРЕТИЙ ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года, а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений). Теперь добавьте остальные (йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я — в красный, Ю — в смесь синего и красного, Е и Ё — в зеленый, И — в синий. Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА! Если ваш ребенок «молчун-философ» и не говорит до 2-2,5 года, но безошибочно показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему. Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко назовет уже знакомые буквы. К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л — в смесь красного, желтого и синего (смело смешайте краски на палитре!), М — в красный, Н — в голубой. ПЯТЫЙ ЭТАП Он скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, — скажется навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б — в белый, В, Г — в синий, Д — в черно-белый (серый), Ж — в желтый, З — в зеленый цвета. ШЕСТОЙ ЭТАП. Добавляем глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х, Ш, Щ — в черно-белый, С — в синий, Ц — в желтый, Ч — в черный, Й — в синий, Ъ — в белый, Ь — в синий. Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного мышления, т.е. по общему развитию ребенка. СЕДЬМОЙ ЭТАП . Его можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие упражнения (желательно систематически — это даст необходимый навык): 1. найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не больше 5-6); 2. раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным контуром (если ребенку еще это не под силу — пусть просто произвольно штрихует цветным карандашом); 3. найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей машинки; 4. найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14-15 слов). Буквы обязательно должны быть крупными; учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А-МА). ВОСЬМОЙ ЭТАП — собственно «словесный». 1.Сделать 2-3 карточки с односложными словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.). 2.Прикрепить их к соответствующим предметам. 3.Покажите ребенку предмет, затем надпись, назовите предмет. 4.Постоянно спрашивайте: «Что здесь написано?» Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но постепенно установится и обратная связь — от слова к предмету. Просите ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают. Четвертое слово можно добавить уже через 2-3 дня, постепенно (по одному) прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО). ИГРА С КАРТОЧКАМИ Можно даже поиграть с карточками — прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и т.д., потом незаметно поменять надписи — пусть ребенок сам заметит «ошибку» и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром «обходит владенья свои» и ищет, что же появилось нового?! Время от времени устраивайте «ночные ураганы». Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты. Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите, как незаметно для вас сын или дочь начали «читать» знакомые слова. Поначалу зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант «урагана», когда таблички будут не сорваны, а перепутаны — развешаны не по своим местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось выше. КНИЖКИ — КАРТИНКИ Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно обозначение нарисованного одним словом — ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию — пусть он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку. ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички, распределив слова по группам в зависимости от количества слогов. Например: НОС, РОТ, ДОМ, ЗУБ, ДЫМ, БОК. У Вас есть предложения или замечания на такую волнующую многих родителей тему, как ранее развитие и обучение? Тогда поделитесь своим бесценным опытом! С нетерпением жду Ваших комментариев. Желаю успехов в интереснейшей работе с Вашим ребенком!


картинки сделайте особые книжки-картинки,большинстве случаев совершенно неоправданно,ночью прилетел ветер-забияка,нетерпением жду ваших комментариев,скоро количество плавно перейдет,произвольно штрихует цветным карандашом,потрясающие возможности наших детей,книжках сделайте крупные подписи,поделитесь своим бесценным опытом,называющими предметы домашнего обихода

Вам также может понравиться...