Без рубрики

MilkBaby.com.ua МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ — Рецепты Пасхальные рецепты

  честная, широкая, веселая, семикова племянница, объедуха, сырная неделя Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8-10 «встречать масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал: С субботы же начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где на Владимирщине. Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями. В этот же день ребята здесь с особым азартом катались с гор: существовала примета — кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее. Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В «мясное» воскресенье тесть ездил звать зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло»,- говорит вечер перед масляной. НЕНАСТЬЕ В ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЕРЕД МАСЛЯНОЙ — К УРОЖАЮ ГРИБОВ. КАКОЙ ДЕНЬ МАСЛЯНЫ КРАСНЫЙ, В ТАКОЙ СЕЙ ПШЕНИЦУ. (Ярославская губ.) ЕСЛИ НА МАСЛЕНИЦУ ИДЕТ СНЕГ, БУДЕТ УРОЖАЙ ГРЕЧИХИ. МАСЛЕНИЦА — ОБЪЕДУХА, ДЕНЬГАМ ПРИБЕРУХА. НЕ ЖИТЬЕ, А МАСЛЕНИЦА. ИЩЕТ, ГДЕ СОРОК ЛЕТ МАСЛЕНИЦА И ПО ТРИ ГОДА МЕЛКИЕ ПРАЗДНИКИ. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия и правила поведения: Понедельник — «встреча», вторник — «заигрыш», среда — «лакомка», «разгул», «перелом», четверг-«разгуляй-четверток», «широкий», пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки», суббота — «золовкины посиделки», «проводы», воскресенье — «прощеный день». Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая. боярыня-масленица, госпожа масленица». По материалам прошлого столетия, масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие масленице: «Звал- позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью насдаждалася». После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» В Дмитровском районе под Москвой «в понедельник в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображает девушку; в руки этой фигуры дается помазок и блин» — главные символы Масленицы. Без блинов не масленица, без пирогов — не именины. Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. «Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару: Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие — во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр. На масленице — первый блин за упокой. Действительно, первый блин, испекаемый на масленой неделе кладут на слуховое окошко «для душ родительских» со словами: — Честные родители наши, вот для вашей душки блинок! Кое-где первый блин отдается нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством. БЛИН ДОБРО НЕ ОДИН. БЛИНЫ БРЮХА НЕ ПОРТЯТ. БЛИН НЕ КЛИН, БРЮХА НЕ РАСКОЛЕТ. Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями. Как на масленой неделе Из трубы- блины летели! Уж вы блины мои, Уж блиночки мои! — припевали хозяйки и гости и продолжали масленичное блинное чревоугодие. Пришла маслена неделя. Была у кума на блинах. У кума была сестрица. Печь блины-то мастерица. Напекла их кучек шесть, Семерым их не поесть. А сели четверо за стол, Дали душеньке простор, Друг на друга поглядели И… блины-то все поели! Так шутили и посмеивались сами над собой. ЗАГАДКИ О БЛИНАХ Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.) На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.) Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.) Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.) После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, выкрикивали:   Не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали «на Масленицу», припевая: Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды — четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах. Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен». В Архангельской губернии долго сохранялась традиция на масленицу скатываться с горы парам, которые поженились в этом году. Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молоду такого-то на горку!» «Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись на ту и другую сторону в поле, идет к ожидающему ее мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и еще отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целует его два или три раза, но стоящие тут зеваки, не довольствуясь такою малою любезностью новобрачных, держат санки, говоря: «Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!» — и заставляют ее таким образом целовать 10 раз и более и тогда только спускают их катиться. Скатившись, молодая опять целует мужа один раз». Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься.   Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь. Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями — типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару. Например, костромичи «выборанивали девок»-таскал борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губ. женщины привязывал неженатым парням колоды — это шуточное наказание за то что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином блинами, конфетами. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы. Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием «Столбы». «Состоит этот обычай в том, что молодые нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались), встают рядами («столбами») по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга; при этом кричат: «Порох на губах!» — и предлагают целоваться. «Покажите, как вы любитесь!» Иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеется, как маков цвет «Столбы» продолжаются час, потом едут кататься». В Тверской губ. «к молодухе, вышедшей замуж в течение прошедшего года, приводят борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу. Если молодуха выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если поскупится, то поедет на бороне». У владимирцев был свой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: «Молодых затьев зарывать пойдем!»). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывальщикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили. Традиционный вятский «целовник» имел место в масленичную субботу, когда «подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу… Молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней». Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен (в основном шуточных анекдотов и пр. В некоторых местах «тещины блины» происходили на «лакомки», т. е. в среду на масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице. ЗЯТЬ НА ДВОР — ПИРОГ НА СТОЛ. У ТЕЩИ ПРО ЗЯТЯ И СТУПА ДОИТ. ПРИДЕТ ЗЯТЬ, ГДЕ СМЕТАНКИ ВЗЯТЬ? БЫЛ У ТЕЩИ, ДА РАД УТЕКШИ. У ТЕЩИ ЗЯТЬ — ПЕРВЫЙ ГОСТЬ, А ПРИНЯТ В ДОМ — ПЕРВЫЙ РАЗБОЙНИК. НЕТ ЧЕРТА В ДОМЕ — ПРИМИ ЗЯТЯ. ЗЯТЬ В ДОМ — И ИКОНЫ ВОН. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» — приглашали на блины. «Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок». Званая теща (существовал и такой обычай) «обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов»: таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. «Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей». С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега. Центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица — кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу. Сопровождает Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего Рядятся цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло. В пошехонском селе Давшино (Ярославская губ.) масленичный поезд выглядел следующим образом: «запрягают десять лошадей и более в нарочно для того приготовленную большую повозку своего рукоделья: лошади впрягаются гусем одна за другою; на каждую из них сажают вершника в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут своего изделия, другой — метлу; везде и даже на свои шеи навешивают коровьи колокольчики и всякие погремушки; рогожную кибитку, век) испачканную, увешивают вениками, как будто унизывают жемчугом, и сажают в нее пьяного человека, тоже испачканного сажею и в разодранном рубище, облитом пивом; подле него стоит бочонок с пивом, против него — раскрытый сундук со съестными припасами — пирогами, рыбою, яйцами, оладьями и пряженцами». Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село. В Сибири масленичный поезд создавали на свой манер: «Ребята», заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами и принарядив его в «мужичье» платье, усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных в ряд двух-трех саней; в них впрягалось по одной лошади; в передок саней ставилась пустая бочка, рядом — стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посредине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты), на нее надевалось на некотором возвышении колесо, а на нем привязывалось чучело в сидячем положении, с привязанными к нему куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж клалось еще корыто». В воскресенье — «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. Сутра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу: В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на прготовленном костре чучело сжигала. Калужские девки и бабы разыгрывают целое представление — похороны Масленицы: «Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собою Масленицу. Затем одну бабу нарядят попом, наденут на нее погожу наместо ризы и в руки дадут ей навязанный на веревке осметок — на место кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством «попа» пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей «поп», размахивая кадилом, кричит «аллилуя!», а за ним кричит, шумит вся толпа — кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т. д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни».   У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: — Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины — «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ — «Теща, люли, поджаривай блины!». НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА, БУДЕТ И ВЕЛИКИЙ ПОСТ. И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это — веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.   Этот яркий, солнечный праздник приходит к нам в начале весны. В нем все — и прощание с долгой зимой, и мысли о ласковом лете, и ожидание светлого дня Воскресения Христова. Масленица — самый древний и самый любимый праздник на Руси. Он родился в давние, языческие времена, когда крестьяне-землепашцы готовились к первому, весеннему севу. Теперь мы отмечаем масленицу за неделю до Великого поста. В церковных книгах масленица называется сырною неделею, которая заканчивается Прощенным воскресеньем. В этот день все мы просим друг у друга прощения. На Руси каждый день масленой недели имел свои особенные названия: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — разгул, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки и, наконец, воскресенье — прощенный день. Первыми масленицу, конечно же, встречали мальчишки и девчонки. Они выбегали на улицу и кричали: лУж ты ль, моя масленица,. Красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трех-материна дочка, кветочка, ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…! А потом строили снежные горы, катались на санках, играли в снежки. Впрочем, это все больше мальчишки. А девочки делали из соломы куклу, которую так и называли — Масленица. Они надевали на нее кафтан, шапку, опоясывали кушаком и возили по деревне на салазках. Ну а что же взрослые? Конечно же, они готовили разные угощения, варили мед и пиво, и, разумеется пекли блины. Ведь блины — это символ масленицы. Они чем-то напоминают яркое весеннее солнце. Масленичные блины особые, праздничные. Их и готовили по-особому. Выносили опару во двор и приговаривали: лМесяц, ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару¬. Говорят, что от этого блины получались белые, пышные. Не веришь? А ты попробуй. 1.Блины из гречневой и пшеничной муки. Поставить опару из 0,75 стакана теплого молока, дрожжей и пшеничной муки. Когда тесто подойдет, ввести в него желтки, теплое масло, сахар и соль. Хорошо взбить, добавляя постепенно гречневую муку и столько теплого молока, чтобы тесто было консистенции сметаны, дать подняться вторично. Затем ввести взбитые белки, перемешать и испечь на раскаленной, смазанной маслом сковороде, тонкие блины. Подать со сметаной, подрумяненным с луком маслом, тертым сыром. 3 стакана пшеничной муки, 1,5 стакана гречневой муки, 30 г дрожжей, 6 яиц, 1 ч. ложка сахара, 4 ст. ложки сливочного масла, молоко, соль. Блинчики из пшеничной муки. Желтки растереть с солью, сахаром. Продолжая растирать, добавить молоко и взбитые белки. Смазывая сковороду маслом, испечь тонкие блинчики. 2 стакана пшеничной муки, 3 яйца, 4 стакана молока, 2 ч. ложки сахара, соль. Простоквашу смешать с яйцами, солью, сахаром. Добавить, постоянно растирая, муку. Испечь блинчики и подать их с вареньем. 400 г. пшеничной муки, 6 стаканов простокваши, 6 яиц, 0,5 стакана сахара, растительное масло. В 2 стакана кипящего молока засыпьте манную крупу и положите масло. Сварите кашу и поставьте ее в холодное место на 50-60 мин. Из муки, желтков, оставшегося молока замесите тесто, добавьте соль и смешайте с остывшей кашей. Массу вымесите до гладкости и пеките блины. 1 стакан манной крупы, 1 стакан муки, 6 стаканов молока, 3-4 желтка, 4 ч. ложки сливочного масла, 1 ч. ложка соли. Блины картофельные (из старинных русских рецептов). Отварите картофель, разомните его тщательно, посолите. В другую небольшую кастрюлю влейте молоко, 1 ложку масла и всыпьте 1.5 ст. ложки муки. Размешайте, поставьте на огонь и варите, помешивая, пока не загустеет. Снимите с плиты и введите в это горячее тесто взбитые желтки. Положите размятый картофель, размещайте. Белки взбейте в густую пену, добавьте, продолжая взбивать, сахарный песок. Соедините белки с тестом, осторожно перемешайте и выпекайте. 10-15 картофелин, 4 ст. ложки растительного масла, 5 яиц, 4 ст. ложки молока, 1,5 ст. ложки муки, 1 ст. ложки сахара, соль по вкусу. Совет: сковороду смазывайте маслом с помощью половинки картофелины, насаженной на вилку. Такой помазок не впитывает в себя лишний жир. Можно печь блины и не смазывая сковороду, но тогда в готовое тесто надо добавить несколько ложек растительного масла, размешать его так, чтобы не было видно на поверхности.     МАСЛЕНИЦА — неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два главных его сезона — зиму и весну. Наиболее широко отмечалась у русских, у западных славян и у южных славян — католиков, менее широко — у православных южных славян и очень скромно — на Украине и в Белоруссии. У русских начало МАСЛЕНИЦЫ приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, т.е. на так называемое мясное заговенье, когда в последний раз разрешалось есть мясо. В этот день обычно устраивали небольшие семейные пирушки, например, тесть приглашал зятя «доедать барана». Кое-где разводили костры, поясняя детям, что в них якобы «мясо жгут». Собственно же «встреча» МАСЛЕНИЦЫ отмечалась далеко не везде: дети и молодежь выходили на катальные горы с блинами «встречать Масленицу», веселились, катались с гор. Основной едой на МАСЛЕНИЦУ были блины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначали умершим: его клали на божницу или слуховое окошко — «для родительских душ», а иногда отдавали нищим также на «помин души». Блины, а также хозяйственную утварь, используемую для их приготовления (помазок, сковородник и др.) давали в руки чучелу МАСЛЕНИЦЫ; как символ скоромной пищи их уничтожали в костре при проводах МАСЛЕНИЦЫ и т. п. Блины как важнейший атрибут масленичных гуляний не раз упоминались и в песнях, ср.: «Ой, мы масленицу устречали, Мы блинками гору устилали…» Значительная часть обычаев на Маслянице так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на Масляной чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, «зарывали» в снег или осыпали снегом. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или солимой, а иногда устраивали им «целовник» или «целовальник» — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств. Любовно — брачная тематика нашла отражение и в специфических масленичных обычаях, посвященных наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (не выполнивших своего жизненного предназначения). Подобные обряды получили широкое распространение на Украине и в славянских католических традициях. Например, на Украине и в южнорусских областях наиболее известным обычаем было «тягание», или «привязывание» колодки, когда парню или девушке к ноге привязывали «колодку» — кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением. Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают продуцирующие обряды аграрно-хозяйственного цикла и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли «ДОЛГИМИ» (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись (ср. Власий, Велес). Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими. Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы», нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»). Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра. У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи — чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя. В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: «молоко сгорело, в Ростов улетело» и под.). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: «Не проси молока, блинов, яичницы». Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение «козы» или «козла» (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.       Блины русские. С вечера поставить на молоке с дрожжами довольно жидкое тесто из пшеничной муки. На завтра, за два часа перед печением, подбить гречневой мукой, хорошенько взбить, развести теплым молоком и дать взойти. Тесто должно быть немного гуще, чем для блинчиков.     Блины гречневые отличные. 4,5 стакана гречневой муки и столько же пшеничной развести теплой водой и двумя ложками дрожжей, посолить и дать подняться. Когда тесто поднимется, развести горячей водой до нужной густоты, хорошенько взбить, дать еще раз взойти и печь.     Блины на соде. Взять по фунту гречневой и пшеничной муки, развести 4,5 стакана теплой воды, посолить, взбить. Взять чайную ложку лимонной кислоты и развести ее в половине стакана холодной воды, влить в тесто. Также в половине стакана воды развести ложечку соды и тоже влить в тесто, размешать и печь обыкновенным способом.     Превкусные манные блины. Вскипятить 1 стакан молока, всыпать 0,75 стакана манной крупы, положить пол-ложки масла и сварить кашу обычным способом. Остудить. Незадолго перед выпечкой всыпать 0,75 стакана муки, разбавить 2 стаканами молока, вбить 2 яйца, посолить, размешать до гладкости и жарить на маленьких сковородках.     Блины самые лучшие. Взять полтора стакана пшеничной муки и 2,5 стакана гречневой, 2,5 стакана теплой воды, 4 ложки дрожжей и растворить тесто. Когда оно поднимется, всыпать 1 стакан гречневой муки и дать снова подняться. За час до выпечки заварить тесто 2 стаканами кипящего молока и размешать до гладкости. Когда тесто остынет, посолить, можно прибавить 2 или 3 яйца, 50 граммов масла и опять дать подняться. Не мешая более тесто, печь блины обыкновенным способом.     23 марта наступает Сырная неделя — Масленица, праздник проводов зимы. Она берет свое начало от языческих ярильных игрищ. В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, Масленица — хороший повод повеселиться.   …С детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось «масленица». Все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старика на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. В этом широком слове и теперь для меня жива яркая радость перед грустью, перед постом. Иван Шмелев Блин не клин — брюха не расколет «Всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат… Ужасно слышать о том всякому христианину. Заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Только и разговоров: того-то убили, того-то бросили в воду. Жертв за неделю боле ста человек. Нынешний патриарх давно хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел. Однако же сократил его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до четырнадцати дней». Такой триста лет назад иностранный дипломат увидел московскую Масленицу. Быть может, за исключением убийств, которых в наше время предостаточно в любой день, обычаи изменились мало. …Масленицу называют честной, веселой, переломной. В старину в этот день (точнее, целую неделю) катались с гор, ходили к друг другу в гости, устраивали танцы, лакомились блинами. Блин, естественно, считали символом солнца. С Масленицей связано множество поверий. Например, если в воскресенье перед Сырной неделей (в этом году оно выпадает на 22 февраля) ненастно, значит, год будет дождливый и грибной. Современному человеку иногда сложно разобраться в масленичной терминологии. В чем, собственно, суть Масленицы? Только в том, чтобы объесться тещиными блинами? И почему именно тещиными? При чем тут кулачные бои, зачем в последний день, в прощеное воскресенье, идти на кладбище? Народ достаточно мудр, чтобы ничего не изобретать только для потехи. На первом месте всегда стояла польза. И беспутно-скоромная затейливая Масленица не исключение. Вероятно, поэтому принята она и церковью, но уже под именем Сыропустной недели, ибо каждый день, даже в традиционные постные среду и пятницу, можно есть сыр и масло. Согласитесь, не лишне для организма после тощей зимы да перед Великим постом. Даже советская власть, ревниво относившаяся к ритуалам дореволюционной жизни, не смогла искоренить Масленицу. И при Сталине, и при Брежневе народ Масленицу исправно отмечал. Гораздо, правда, скромнее, чем до октября 1917-го. Уха с расстегаями так и осталась для многих красивым литературным оборотом. Но вот блины пекли повсеместно. Мышиного цвета — в кулинарии и закусочных. Ноздреватые, с золотистой корочкой, пышные — дома. Тонкие на молоке, толстые на кефире, оладьи на дрожжах. Или сложные в приготовлении блинчики — толщиной в полмиллиметра. Впрочем, куда нашим воспоминаниям до щедрой на запахи и вкусы памяти писателя Ивана Шмелева… «Стол огромный. Чего только нет на нем. Рыбы, рыбы, икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница с зелеными глазками, огурцы, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым шипящим маслом на конфорках, графинчики, бутылки… За ухою и расстегаями — опять и опять блины. Блины с припеком. За ними — наливное, опять блины, уже с двойным припеком, за ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины с грибами, с кашей, наважка семивершковая с белозерским снетком в сухарях, политая грибной сметанкой… Блины молочные, легкие, блинцы с яичком, еще разливная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный — ванилевый». Доживем до понедельника Само слово «масленица» появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели («касаточка», «сахарные уста», «целовальница»), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает. Понедельник (в этом году 23 февраля) назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает — погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать. В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось. Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит. С понедельника начинали печь блины. Кажется — чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь «простую радость человеческого общения» ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает. Все знают пословицу «Первый блин комом». А, собственно, почему — разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!» Хорошее правило — поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: «комом» — значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин. …Дети зазывали Масленицу немудреными и ласковыми словами: «Уж ты ль, моя Масленица, красная коса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кветочка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…» Раньше эти слова ребята запоминали с пятилетнего возраста. Второй день Масленицы, вторник (в этом году 24 февраля), называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха — качели, и скоморошьи частушки… Главное в заигрышах — любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные «позыватки», родители пекли горы блинков — чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком. Третий день Масленицы, среда (в этом году 25 февраля),— лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного — в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка «Масленица-объедуха — денег приберуха». Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!» Тещины блины — это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет — и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет — только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка — родная кровь, ей потом выслушивать. Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день — широкий четверг (на этот раз 26 февраля). Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!» Гостевания продолжаются — с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом. «…Масленица в развале,— вспоминал этот день Иван Шмелев.— Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Едут парни с веселыми связками шаров. Гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармонью. Мальчишки «в блина играют»: руки сзади, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать — не выронить, весело бьются мордами». «Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств,— пишет известный этнограф И.П.Сахаров,— значило в старину жить в горькой беде, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног». Пятый день Масленицы называется выразительно — тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, «у тещи зятек — любимый сынок». Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает. Шестой день этой разгульной недели — золовкины посиделки (золовка — сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы — и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай. И вот завершающий день — прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры — лед растопить, холод уничтожить. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят. Это день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват».— «И ты меня прости».— «Бог простит». Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крсстных. Прощеное воскресенье — это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины. По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья — начнется Великий пост. Масленичные обряды мало изменились за последние четыре века. Может быть, именно потому, что они необходимы. И, повторяю, дело тут не во вкусных блинах и не в возможности попировать, повеселиться. Для этого не было бы смысла вторую тысячу лет тщательно высчитывать именно эту неделю. В принципе все эти милые развлечения с легкостью повторимы сегодня: на санках мы катаемся всю зиму, да и блины — чрезвычайно аппетитное блюдо. Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо забывать о них и все остальные дни года. Как печь блины. Практические советы Для блинов сгодится любая сковородка — хоть чугунная, хоть тефлоновая, но обязательно с толстым дном. Вначале ее надо хорошенько разогреть. Новую, только что из магазина сковородку надо поставить на маленький огонь, налить масла и нагревать 10—15 минут. После чего масло слить, а сковородку протереть солью. Пекут блины из пшеничной и соевой муки. Гречневая мука, к сожалению, практически исчезла из магазинов, хотя из нее как раз и делали в старину настоящие русские блины. Впрочем, дома можно смолоть гречневую крупу в обыкновенной кофемолке. Блины с приправами готовят следующим образом: вначале кладут на сковородку зеленый лук, рубленые яйца или кусочки семги, а потом заливают все тестом и далее по рецепту. Блины подают на стол с пылу, с жару, а к ним — масло, варенье, мед, сметану, икру, лососину, семгу. Блины на опаре: Вылить в посуду два стакана теплой воды, положить дрожжи, всыпать 500 г муки, размешать, чтобы не было комочков, накрыть, поставить в теплое место на час. Опара подойдет — прибавить соль, сахар, яичные желтки, растопленное сливочное масло, муку и хорошенько тесто вымесить, после чего прибавить три стакана теплого молока. Опять упрятать в тепло. Когда тесто подойдет, размешать, чтоб осело, и снова дать подойти. Еще раз опустить и добавить сбитые в пену яичные желтки. Хорошие блины получаются, если тесто подошло не менее двух-трех раз. Чтобы блины получились сухие, тесто наполовину нужно готовить из гречневой муки. Замешивается опара на муке пшеничной, а гречневая добавляется вместе с яйцами и маслом. Не 1 кг пшеничной муки — 4—5 стаканов молока, 3 ст. ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахару, 1,5 чайной ложки соли, 40 г дрожжей. Блины скороспелые: Яйца смешать с тремя стаканами теплой воды, прибавить соль, сахар и соду, затем всыпать муку и хорошо размешать. Развести в стакане воды лимонную кислоту, влить в подготовленное тесто и перемешать. На 500 г муки — 3 стакана воды, 2—3 яйца, 1 ст. ложка сахару, по 0,5 чайной ложки соли, соды и кислоты. Блины украинские: Сварить пшеничную кашу, дать ей остыть и протереть сквозь сито. В кастрюлю влить 0,5 стакана молока, добавить 1 ст. ложку масла, довести до кипения, всыпать 1 стакан гречневой муки, заварить густое тесто и дать ему остыть до комнатной температуры. После этого в тесто влить разведенные в теплой воде дрожжи, дать подойти, добавить протертую кашу и остальную муку, сырые желтки, перетертые с сахаром. Посолить. Влив теплое молоко, тщательно размешать и дать еще раз подойти. Добавить взбитые белки и выпекать. На 300 г пшена — 300 г гречневой муки, 3—4 столовые ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахару, 1 стакан сметаны, 2 ст. молока, 15 г дрожжей. Блинчики с медом: Смешать 3 яичных желтка с 0,5 стакана молока, прибавить соль, сахар, помешивая, всыпать муку. После чего положить разогретое сливочное масло, снова тесто гладко вымесить, прибавить молоко и взбитые в пену яичные белки. Выпекать блинчики надо как можно более тонкими, на разогретой сковородке, предварительно смазанной маслом. Каждый готовый блин, не снимая со сковородки, сложить вчетверо. Подавать с медом. На 250 г муки — 2,5 ст. молока, 3 яйца, по 2 ст. ложки сливочного и топленого масла (для смазывания сковороды), 0,25 чайной ложки соли. Блинчики с творогом, яйцами и другой начинкой Смешать сырые яйца с солью, сахаром, прибавить 0,5 стакана молока, размешать, всыпать муку и вымесить тесто без комков. Добавить оставшееся молоко. Блинчики выпекать тоненькими, складывать их стопочкой на доске. Затем в середину каждого положить столовую ложку творожной, яблочной начинки, варенье или густое повидло. Блинчики завернуть в виде конверта и поставить в духовку. При подаче на стол блинчики посыпать сахарной пудрой. Таким же образом можно приготовить блинчики с семгой. В этом случае к ним подают сметанный соус с томатом. На 250 г муки — 2,5 стакана молока, 3 яйца, 0,5 ложки сахара, 0,25 чайной ложки соли. Для обжаривания 1 ст. ложка топленого масла.   Добавлено в базу: 01-01-2002Просмотров: 4517


многих красивым литературным оборотом,основным эпизодом последнего дня,буквально переполнена праздничными делами,темой семейно-брачных отношений,молодых затьев зарывать пойдем,прощение сопровождалось взаимными поклонами,шеи навешивают коровьи колокольчики,продолжали масленичное блинное чревоугодие,типично русское масленичное увеселение,обеим сторонам деревенской улицы

Вам также может понравиться...