Без рубрики

Когда идти к логопеду

В старшей группе детского сада, куда ходит мой сын, половина детей говорит так, что понять их могут лишь родители. «Как же они будут учиться, ведь через год им в школу?» — всякий раз недоумеваю я, слыша невнятную речь пятилеток. Сколько можно картавить? — Если речь не выправится, плохо будут учиться, — говорит сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями обучения Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Алексеевна Киселева. — Трудности в письме и чтении практически обеспечены. 4,5 — 5 лет — это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения. Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л». Большинство детей к 4-5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки. Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий. Нужна помощь специалиста — Если в 2-3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака». — Если к 3-4 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные — это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур — сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова. — Если ребенок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание. Что необходимо уметь к школе? К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком — по-прежнему актуален. Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет нужды специально высвобождать время для разговора с дитем. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас. Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение — это тоже повод обратиться к логопеду. К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 — и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право — лево», вчера — сегодня. Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит? Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем ее сперва целиком и лишь потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь потом складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом. Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом — нет. Забор: справа грушевые деревья, слева — яблони. Из трубы идет дым. В левом углу — солнце, в правом — птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Не так и важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если он деревья поменял местами или не увидел занавески — значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено. В пространственных значениях: право — лево, верх — низ и т. д. — шестилетка уже легко разбираетс сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия так же, как вчера — завтра, придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед. Учимся говорить правильно И все же до школы еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы скорректировать речь будущего первоклассника, а может, и полностью исправить ее. Упражнения, которые предложила В. А. Чистякова, полезно делать и малышам — для профилактики логопедических проблем. Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело. А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус — все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как у-шу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма — фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т. д. Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж — разогревание своих ладошек. Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку — пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала. Насыпьте в одну коробочку горох, в другую — фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений. Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой… А если развернуться в другую сторону? Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома — … (крыша) и т. д. Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придется несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится. Источник: Дети.ru


старшей группе детского сада,танцы развивают чувство ритма,игра развивает координацию движений,неправильно произносить шипящие звуки,речь предполагает носовое дыхание,помогают правильной постановке дыхания,скорректировать речь будущего первоклассника,слыша невнятную речь пятилеток,пробует разные варианты звукопроизношения,ребенка нарушены зрительное восприятие

Вам также может понравиться...