- Когда стоит начинать учить ребенка читать
- Методы, облегчающие ребенку освоение чтения
- Изучение гласных и согласных
- Учимся читать по слогам
- Как обучить ребенка читать по словам
- Основные ошибки при обучении чтению.
- Как помочь ребенку полюбить чтение
Когда стоит начинать учить ребенка читать
После того, как ребенок научился уже ходить и разговаривать, перед родителями стоит следующая задача. Надо выбрать необходимое время и период, чтобы познакомить своего малыша с чтением. Это важное умение превозносит маленького человека на еще более высокий уровень взросления. Сколько родителей, столько и мнений по этому поводу. Личный выбор остается за каждым. Но существует и мнение профессионалов, которые считают, что малыш, прежде чем взять в руки книгу, должен хорошо говорить понятным языком для окружающих. Важным фактором является усидчивость, хоть с этим и очень трудно справиться в таком юном возрасте. Когда дети хорошо общаются, могут длительное время сидеть за рисованием или другой развивающей игрой, легко пересказывают своими словами мультик или сказку, то это является хорошим сигналом. То есть, мама или папа начинают учить свое чадо самостоятельном чтению.
По данным Американской ассоциации педиатрии большинство детей обучаются чтению в возрасте 6-7 лет, некоторые дети учатся, когда им 4 или 5 лет. Но даже если у ребенка есть такое преимущество к моменту старта обучения в школе оно не обязательно сохранится в дальнейшем. Другие ученики, скорее всего, наверстают упущенное во время второго и третьего классов. Не стоит принуждать вашего ребенка читать, прежде чем он будет готов, это может снизить интерес с обучению
Методы, облегчающие ребенку освоение чтения
Первыми учителями для малышей становятся, конечно, родители. Педагогами являются родные люди. Именно поэтому они пытаются сделать процесс дружбы с букварем приятным и легким. Благодаря широкому выбору помощников, которые в настоящее время представлены на полках магазинов, каждый найдет что-то нужное и действительно необходимо для домашнего обучения.
а) бумажные карточки, книги, буквари, пособия
Первым и самым простым методом, с помощью которого можно познакомить малыша с буквами являются бумажные карты. Они чаще всего выполнены из плотного картона, на каждой из карточек напечатана буква. Но браться за дело обучения нужно основательно. Во многих книжных магазинах вы можете обратить свое внимание на детский отдел, где можно найти необходимую развивающую литературу на любой вкус. Там есть и маленькие книжечки для первоначального этапа, когда еще рано браться за более сложную литературу, такую как букварь. Также существует широкий выбор учебных пособий для дошкольников, которые разработали профессиональные специалисты. В этих книгах можно найти разнообразные задачи всех степеней сложности. Не менее важным печатным помощником является букварь. Сейчас почти каждое издательство предлагает свой вариант полезных книг с яркими обложками, страницы которых проведут малыша в волшебную страну познания букв, слогов, ударений и предложений. Особое внимание родители должны обратить на качество наполнения определенной литературы, на крупный шрифт и, конечно, наличие цветных картинок. Ведь они делают обучение более запоминающим. Правильно выбрав необходимый набор, родители быстро достигнут поставленной цели, которая заключается в том, чтобы научить свое любимое чадо читать и любить этот процесс.
б) живой разговор, нужна интонация, мимика, эмоции.
Даже если дошкольник еще не познал процесс обучения в школе и не знаком со строгими правилами педагогов, вряд ли изучение букв в напряженной атмосфере пойдет «как по маслу». Если родители ругаются на ребенка, когда у того не получается, то такая реакция вызовет у малыша только не принятие данного мероприятия. Дальше будет еще труднее научить читать. Поэтому, чтобы избежать недоразумений, правильным решением будет привлекать своего ученика к живой беседе. Если домашние уроки выглядят скучно и монотонно, такие занятия никогда не откладываются в детской памяти. Например, когда слоги или буквы не просто произносятся, а наполняются эмоциональными красками, то победа уже не за горами. Фантазия родителей здесь не имеет границ. Каждому слову давайте соответствующие эмоции, подкрепляющиеся еще и мимикой. Тогда этот процесс одновременно становится увлекательным и незабываемым.
Начальный этап. Изучение гласных и согласных
а) с помощью стандартных карточек
Начинать нужно с обычных, показывая и говоря определенную букву. Такие карточки простые для восприятия именно на первом этапе. Если нужно, делайте это несколько раз. Необходимость в повторении буквы будет понятна по реакции ребенка. Если малыш не задумываясь, радостно повторяет за своим учителем, то вы на правильном пути.
б) с помощью цветных карточек с рисунками
Через необходимо время, можно переходить к более интересным, но и немного сложным карточкам. Они могут быть разноцветные и с рисунками. Рядом с каждой буквой нарисовано животное, название которого начинается именно с этой буквы. Для правильного усвоения и понимания, лучше приобрести карточки с различными предметами, едой. Выбор не ограничен. В данном случае чем количество больше, тем гораздо лучше. Например, ограничившись лишь зверями, ребенок может неправильно воспринять окружающий мир. Его детский кругозор должен понемногу расширяться. Этот способ станет лучшим вариантом. Особенно для детишек младше шести лет.
в) с помощью пения и звуков
Как уже было отмечено, начало должно быть легким и не отягощенным. Поэтому и изучения азов лучше начинать с гласных, так как они легче звучат в произношении. Огромным плюсом станет, если буквы заживут инной яркой жизнью. Тогда детский слух услышит не просто родной мамин голос, а звонкое пение, в котором в ряд выстроились гласные звуки. В следующий раз можно пойти усложненным путем, попытавшись спеть гласные парами, которые хорошо звучат вместе. Например: «Я-А. Е-О. Ю-В. И-И». Интонацию и ударение необходимо делать там, где это нужно. То есть,»Яяяя- зовет букву Аааа» и так пропевать очередные пары. Эта своеобразная игра позволит ребенку очень хорошо запомнить пройденный материал, а форма его подачи закрепит изученное в маленькой умной голове. Идеальным будет, когда на стене висят плакаты, а учитель показывает указкой на нужный дуэт гласных. Приложив максимум усилий к таким урокам в домашней атмосфере, малыш будет принимать активное участие и, с удовольствием, ждать следующий раз. Приступив к изучению согласных, надо применить несколько иную методику. То есть, демонстрируя перед ребенком карточку с буквой, говорить ее громким и четким звуком. Если назвать согласную не звуком, а сказать протяжно «Беее», то перед ребенком появится проблема в восприятии, а в дальнейшем следствием могут стать проблемы с чтением.
Какие бывают слоги
Позади уже остались первые шаги, после которых следующей ступенью является знакомство со слогами. Их можно учить как по готовым руководствам, так и по самостоятельно распечатанным. В первую очередь ребенку нужно представить, так называемые обратные слоги, которыми называют пару, состоящую из гласной и согласной буквы. Например: «АВ-АГ». В данном случае нужно протяжно произнести громкую, а вслед резким звуком назвать согласную. Таким образом, ребенок не только откроет для себя такие слоги, а еще закрепит изученное ранее. После освоения данного материала, переходим к знакомству с прямыми слогами. Например: «ПА-ША». Произносить их следует тоже протягивая звуки. Включив в эту интересную игру маленького ученика, надо просить его тянуть каждую пару и петь забавную песенку. Чтобы знания стали глубже, можно задействовать в процесс специальные книги, в которых есть страницы с буквами. Книга так и называется «Гласные и согласные».
Короткие слова, как следующий этап обучения чтению
Дойдя верным и тернистым путем к этому пункту, дети уже набрались достаточно знаний и могут попытаться читать маленькие слова. Например: «мак», «рак». Сначала читают родители, или один из них, тот, кто учит своего отпрыска. Затем произносят вместе слово за словом. Следующий раз ребенок должен уже самостоятельно читать вслух слово, которое показывают на карте. Рекомендуется подбирать рисунок, который будет означать слово, которое в настоящее время произносится. Такой способ, конечно, служит прочным закреплением, заменяя рутину творческим процессом. А ребенок уже умеет не просто называть слоги, а читать уже целые слова, хоть и пока маленькие.
Знакомство со словарными словами
Изучение словарных слов является высоким показателем того, что маленький дошкольник прошел длинную и сложную дорогу, которая привела к самому важному процессу, чтение. Данные слова вовсе не легкие в усвоении, потому что они входят в программу второго и третьего класса начальной школы. Однако, изучив их в возрасте пяти лет, маленькие умники, применят свои умения за школьной партой. Им будет гораздо легче поглощать школьную программу. Ведь далеко не все дошкольники учатся читать дома. Многие из них приходят в школу учиться чтению с преподавателями. Словарные слова также лучше распечатать на бумаге. Например: «молоко», «город». Запомнив слова, у ученика будет хорошо выходить написание диктантов без ошибок. Хорошим дополнением станет умение переписывать выученные слова. Поэтому родители обязательно должны прорабатывать вместе с малышами также и этот навык.
Метод Монтессори
Обучаясь по такому замечательному методу, который разработала итальянский педагог по имени Мария, малыш будет чувствовать себя самостоятельной творческой личностью. Ведь методика разработана для того, чтобы процесс чтение не был навязан родителями, а состоял из постепенных этапов творческого развития детей. Для того, чтобы ребенок взял в руки свою первую книгу, ему сначала нужно научиться писать. Именно такую последовательность и разработала Монтессори. Перед тем, как приступить к выполнению всех пунктов, родителям-воспитателям, придется изрядно поломать голову. Ведь нужно приобрести, или же изготовить в домашних условиях, все необходимые атрибуты, которых требует методика. Старт начинается с обводки цветными карандашами разных рисунков, которые маленькая ручка разрисовывает на свой лад. Это умение будет весомым вкладом в будущее освоения письма. Далее способный ученик приступает к буквам. В частности, к их тактильному восприятию. В данном случае они должны быть пушистыми и мягкими. Визуальная память намного качественнее. Тогда малыш берется за составление маленьких слов, зная лишь несколько гласных и согласных. На помощь ему придет необычный алфавит. Его придумали сделать подвижным для того, чтобы хрупкие пальчики легко перебирали буквы, превращая их в слова. После этих уроков малышу показывают буквы, особые на ощупь, имеющие неоднородное покрытие. Именно этим они и привлекают к себе детские пальцы. Буквы кладутся перед учеником. Прикоснувшись к каждой, он делает следующий, более интересный шаг. Рядом находится невысокий контейнер, в который по желанию, родители могут насыпать песок обычный, кинетический или манную крупу. На таком своеобразном «листе» ребенок рукой рисует буквы. Таким образом, юный читатель начинает легко читать от маленьких слов к целым предложений.
Для работы по этому методу необходимо будет подготовить:
• материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
• материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
• материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
• материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
• материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных
• материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.
Метод Домана
Еще одна методика, разработанная Глен Доманом. Она предусматривает изучение целых слов. Суть заключается в том, что ребенку надо показывать 15 карточек со словами на выбор родителей. Лучше, если они будут очень знакомыми. Но это очень большое количество для того, чтобы запомнить все сразу. Поэтому данное количество разделяют на несколько дней. Например: первый день-5 карточек, второй день-5 карточек, третий день-5 карточек. Детские глаза должны видеть слова на расстоянии примерно 40 сантиметров, в течение двух секунд, не более. Конечно, при этом ваше чадо не сможет сразу же повторить увиденное. Требовать этого не нужно. Постепенно необходимо добавлять новые слова, заменяя ими старые, которыю малыш уже видел неоднократно. Благодаря этому, через некоторое время он сможет узнать достаточное количество новых слов.
Метод ребусов
Данный способ считают лучшим для детского восприятия. Сначала маленькие слова. То есть, взрослый говорит четко слово, которое, обязательно начинается с ударения. А младший называет только начальные буквы. Например: «маска- МА», «шишка-ШИ». Далее набираются обороты. Например: «пальма-пальма-ПА-ПА», «курица-чайник-КУ-ЧА». Следующий шаг усложняем: «заяц-ножницы-заяц-ЗА-НО-ЗА». Для закрепления таких упражнений прилагаются цветные карточки с изображением предметов, животных. Ребенок уже уверенно справляется, обращая внимание на рисунки.
Основные ошибки, которые допускают родители в период обучения чтению. Как их избежать
Многие из родителей, то ли от неопытности, или от желания быстрее достигнуть конечного результата, делают серьезные ошибки. С подобными проблемами учеников затем в начальных классах сталкиваются учителя. Кроме того, что переучить заново сложно, в первую очередь для самого ребенка, при этом еще и школьник чувствует себя неуверенно среди одноклассников.
а) Изучение букв, а не звуков
Вот как это делают некоторые взрослые. Пример: малышу указывают на букву «Б», произнося «Беее». Затем просят повторить именно в таком звучании. В этот момент домашние учителя делают огромную ошибку, с которой ребенку дальше будет еще труднее справляться. Ни в коем случае не нужно называть букву протяжным звуком. Потому что, при таком запоминании чтение по слогам происходит неверным. Как следствие, от слогов к словам случается неправильный переход. Только верно сказав «Б», четко и твердо, вы сможете заложить качественный и полезный фундамент в обучение вашего чада.
б) развивающие игрушки
Большое количество «умных» игрушек, сбивают с ног родителей и снова толкают на совершение ошибок. Например, мама хочет порадовать своего малыша новой игрушкой, которая еще имеет приятный бонус, учит читать. Придя в магазин детских игрушек, выбирают какую-нибудь говорящую азбуку. Ребенок начинает играть, она его увлекает и интересует. Азбука знает весь алфавит, но, естественно, не правильный. Записанный голос произносит нехорошие и протяжные звуки, а не буквы, вводя при этом в заблуждение. Ребенок не только радуется, что у него появилась такая необычная новинка, а еще запоминает ошибочные знания. Исходя из данных печальных примеров, никогда не пытайтесь переложить ответственность с себя на таких ложных «помощников» для вашего ребенка. К вопросу изучения алфавита надо подойти очень серьезно и осознанно.
в) всему свое время
Еще одна разрушительная мысль о том, что после первых самостоятельных шагов ребенок уже должен поглощать в себя знания. Родители почему-то считают, что чем раньше ребенок учит буквы, читает букварь, тем лучше для него. Такие ужасные идеи некоторые взрослые пытаются на самом деле воплощать в жизнь маленького ребенка. Оптимальным периодом для изучения букв и чтения считают возраст 5-6 лет. Не надо усложнять, или вообще лишать детства, начиная с 3 годиков подсовывать малышу вместо кукол и машинок, карточки со слогами и словами.
г) необходимо время для закрепления
Бывает так, что маленький умник на удивление быстро воспринял слоги. Поэтому мама решает не терять время и быстрей переходить к чтению слов. Маленький мозг не может за короткий срок принять новую информацию. Даже если он повторил за своей преподавательницей слоги, то это не является признаком готовности к следующему, еще более сложному этапу. Никогда не лишайте ученика возможности несколько раз повторять и закреплять изученное. Для всех детей продолжительность этого периода подбирается индивидуально. Но, лучше переходить к чтению слов в следующий раз, уже во время нового занятия. Это касается и быстрого перехода от коротких слов к более длинным и сложным. Следует всегда помнить, что перед вами не взрослая сформировавшаяся личность, а маленький человек, который только начинает делать свои первые успехи. От родителей крайне требуется помощь, поддержка и терпение.
Как помочь ребенку полюбить чтение и сделать его ежедневным ритуалом. Несколько способов
а) читающая семьи, как пример для младших
Психологи говорят о том, что никогда не нужно заставлять своих потомков делать то, чего они не хотят. Лучше наглядно показать собственным примером. Это реально действенный способ. Также происходит и с чтением. Не полюбит малыш книгу, если это будет приказом от взрослых. Например, все члены дружной семьи удобно устраиваются на диване, каждый со своей литературой, выбирая для этого определенное вечернее время. Совсем скоро, есть большая вероятность, заметить и младшего с книгой в руках. Потому что родители для детей всегда является примером. А в данном случае, очень полезным и очень необходимым. Когда человек приучен к книгам с детства, то и во взрослой жизни это будет неотъемлемым ежедневным ритуалом.
б) чтение с обсуждением
Уютная семейная атмосфера хорошо способствует совместному чтению. Выбирайте сказку или рассказ, которым интересуется малыш. Сначала мама начинает читать один или пару абзацев, вслед инициативу берет папа. Затем наступает интересный момент для обсуждения прочитанного. Обязательно привлекайте в разговор ребенка. Пусть он поделится личными эмоциями от услышанного и передаст своими словами. Старшие всегда смогут подкорректировать, если малыш что-то неправильно понял.
в) рисование героев детской книги
Одним из способов привить любовь к книге является воплощение любимых героев на бумаге. Рисование с ребенком еще больше вызовет интерес к сказке или повести. Это творческий процесс, который развивает воображение. Пусть основную часть рисунка выполнит ребенок. Ведь, в своем возрасте он видит мир по-своему. Поэтому и персонажей передаст по-особенному. А тот, кто помогает в творчестве, мама или папа, просто помогут сделать героя красивым и узнаваемым.
г) начинать с маленьких и легких рассказов и сказок
Следует опираться на вкусы и возраст детей. Первая личная книга должна быть очень интересной, а не поучительной. Возможно у него есть заинтересованность животными или птицами, их жизнью. Даже если есть тяга к чему-то фантастического, подарите книгу с детской фантастикой. Сейчас их огромное количество. Главное, чтобы она подходила на тот возраст, в котором и находится читатель. Наблюдая за чадом, постепенно добавьте в его личную библиотеку книги по развитию. Медленными и уверенными шагами малыш придет к осознанной и серьезной литературе, которую он будет готов правильно воспринять.
д) игра с ребенком и поощрение маленькими призами
Игра в виде конкурса отлично мотивирует учеников. Участие должны принимать несколько человек. Конкурсантами могут стать одноклассники или просто друзья. Поставьте цель и срок выполнения. Пусть за пару месяцев каждый должен будет прочесть необходимое количество книг. На финише победителя ожидает подарок, который может быть долгожданным или каким-то сюрпризом. Наличие определенного вознаграждения очень необходимо в качестве стимула. Важный нюанс состоит в том , чтобы не обидеть других, которые не заняли первое место. Все малыши уже являются огромными молодцами, хоть и не осилили всего задания. Для них можно подготовить небольшие подарочки, возможно сладости, чтобы подсластить грустное поражение.
е) чтение — не наказание
Часто родители допускают большую ошибку. Когда сын или дочь провинились за плохой поступок, некоторые взрослые, в качестве наказания, отправляют обвиняемого в свою комнату, подальше от телевизора или компьютера. При этом оставляют один на один с книгой. Конечно, она не только будет не интересной, но и вероятнее всего, станет последней литературой. В ребенке нужно потихоньку, начиная с маленького зернышка, выращивать огромную любовь к книгам.