С незапамятных времен люди женились, заводили детей и воспитывали их. Потом начался «бэби-бум» — и появилось огромное количество людей с собственными идеями по поводу воспитания, хотя этот процесс был признан сложной наукой. Родители стали демократичными и все позволяющими. Неудивительно, что дети оказались избалованными и бесконтрольными. Я исследую проблемы воспитания детей не только потому, что психолог по профессии. Я отец с многолетним стажем и сам прошел через все испытания и ошибки. А заодно убедился в том, что большинство модных мифов, в которые верят родители сегодня, на самом деле опасны и вредны. Миф первый. ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ! Начальные семь лет моей жизни мама работала в колледже неполный рабочий день. Когда она была дома, то часто отправляла меня на улицу, где я гулял вместе с другими детьми, также «выгнанными» из дома. Несмотря на это, я никогда не чувствовал себя отвергнутым или заброшенным. Наоборот, любимым и в то же время независимым. Ведь во всем нужна мера: если семья уделяет ребенку слишком много внимания,у него немало шансов вырасти эгоистом. Кроме первых годов жизни, дети не требуют постоянного внимания — так же, как и неограниченного количества пищи. Еда нужна, но если вы будете давать ее слишком много, то просто приучите есть малыша больше, чем нужно. Уделяя ребенку слишком много внимания, вы тем самым наносите ему вред, мешаете вырасти из младенческого эгоизма. Я знал семью, в которой взрослые полностью посвящали себя детям. Но чем больше они уделяли им внимания, тем дети становились требовательнее и непослушнее. Тогда родители решили, что после того, как все пришли домой, дети должны как минимум полчаса играть в своей комнате или на улице. В это время взрослые готовили ужин и спокойно обсуждали свои дела. Прошло несколько лет. Эти дети выросли независимыми, спокойными и счастливыми. Миф второй. СЕМЬЯ — ЭТО ЯЧЕЙКА ДЕМОКРАТИИ. Родители часто меня спрашивают: «Как заставить ребенка слушаться?» Мой ответ всегда один: «Если вы уверены, что дети должны вас слушаться, так оно и будет». Я знаю, что многие родители ждут послушания, однако дети их не слушаются. Обычно это бывает, когда родители подкупают, торгуются, охотно дают второй шанс — то есть они хотят, но не уверены в послушании. Отсюда и результат… Наиболее распространенный пример — спор родителей с детьми. Взрослый человек принял какое-то решение, а ребенок кричит «Почему?» — так как ему это не нравится. Как бы красноречиво и убедительно ни прозвучало ваше объяснение, это не имеет значения, ведь дети принимают лишь собственную точку зрения. Будет лучше, если вы просто скажете: «Потому что я так сказал». Когда я был ребенком, я терпеть не мог эти четыре слова и решил, что когда вырасту, то никогда не буду говорить их своим детям. Но как только у меня появился первый ребенок… Если же у вас эти слова застревают в горле, то попробуйте сказать иначе: «Потому что я твой папа (мама) и принимать решения — это моя обязанность». Дело в том, что семья может жить по законам демократического общества только тогда, когда дети вырастут, да и то не всегда… Миф третий. ДОМАШНЯЯ РАБОТА — «ПРИВИЛЕГИЯ» РОДИТЕЛЕЙ. На своих семинарах я часто спрашиваю: «Кто из вас ждет помощи от детей в выполнении домашней работы?» Обычно из 500 человек поднимают руки не больше 30. «А кто из ваших родителей поднял бы руки, отвечая на этот вопрос?» Лес рук, и все смеются, хотя это не так уж и смешно. Только за одно поколение мы упустили важную тенденцию в воспитании детей: они должны быть действующими членами семьи. Конечная цель воспитания — помочь детям войти во взрослую, самостоятельную жизнь. И выполнение домашней работы помогает этому. Приучать ребенка к работе по дому можно уже с трех лет. В этом возрасте он с удовольствием помогает родителям, полностью копируя их действия. Трехлетний малыш может убрать свою постель, накрыть на стол, четырех- или пятилетний ребенок способен убираться в своей комнате, шестилетний — работать с пылесосом. В 10 лет ему необходимо тратить на домашние дела ежедневно по 45 минут плюс два часа по субботам. К 18 годам он (она) должен знать, как убирать дом, уметь стирать и гладить, готовить основные блюда. Миф четвертый. НИЧЕГО НЕПРИЯТНОГО! Родители, считая, что огорчения вызывают стрессы и потерю чувства самоуважения, прикладывают массу усилий, чтобы обезопасить своих чад от подобных ужасов. Но ведь в реальной жизни расстройства и неприятности неизбежны. Только с годами, с опытом приходит умение правильно их оценивать, избегать излишних волнений. Это помогает нам настойчиво бороться за изменения в лучшую сторону. Настойчивость — это самое важное в достижении успеха. Так что регулярно сталкивайте ребенка с самым воспитывающим характер словом — «нет». Хотите узнать, достаточно ли ваши дети знакомы с этим словом? Возьмите лист бумаги и напишите на нем все, что вам хотелось бы иметь: машину, большую квартиру, драгоценности и т.д. Теперь обведите вещи, которые вы действительно можете приобрести в ближайшие пять лет. У вас получится приблизительно 20% от всего задуманного. Теперь возьмите еще один лист бумаги и составьте список всего, что попросят у вас дети в ближайшие 12 месяцев: игрушки, модную одежду, билеты в кино. Обведите реальное. Если вы типичный родитель, то обведете 75% от желаний вашего чада. Мы приучаем своих детей, не трудясь, получать все, что они желают. В результате большинство из них может захотеть достичь благополучия, лишь требуя. Поэтому давайте детям все необходимое и лишь, скажем, 25% того, чего они просто хотят. Миф пятый. ЧЕМ БОЛЬШЕ У РЕБЕНКА ИГРУШЕК, ТЕМ ЛУЧШЕ. Привычная картина: дом забит игрушками, а ребенок заявляет: «Мне скучно». Не пугайтесь: это оттого, что вещей слишком много и ребенок не знает, на чем остановиться. В большинстве случаев такое количество игрушек не развивает способность мыслить; скорее наоборот, а популярные сегодня электронные и компьютерные игры вообще затормаживают развитие воображения. На самом деле игрушки должны побуждать ребенка к действию, развивать фантазию. Если ребенок берет сосновую шишку, сажает ее и говорит, что это дерево, цель, которая заключена в игре, достигнута. Глина, краски, цветные карандаши — вот игрушки, пробуждающие творческое начало. В руках ребенка такие обычные вещи, как ложки, бумажные коробки, пакетики, ветки деревьев, камушки и грязь (о, эта восхитительная грязь нашего детства!), олицетворяют собой весь мир. Некоторые родители считают, что у ребенка страдает самолюбие, если у него нет таких игрушек, как у друзей. Но, уверяю вас, самолюбие гораздо сильнее зависит от способности реализовать заложенное природой. Миф шестой. ДРУГ ДЕТЕЙ — ТЕЛЕВИЗОР. В возрасте от двух до пяти лет американский ребенок проводит у телевизора и компьютера в среднем 28 часов в неделю, или 1456 часов в год. О том, что это недопустимо много, знаю не только я. При опросах родителей в семьях, с которыми я работал, выяснилось, что они преуменьшают количество часов, проведенных детьми у экрана, на 50%. В следующий раз, когда ребенок будет сидеть у телевизора, спросите себя: «Зачем?» Ведь в это время он не развивает свои способности. Наоборот, просмотр телепередач мешает формированию логического и последовательного воображения, инициативы и любознательности. В будущем в связи с этим могут возникнуть проблемы. Я считаю, что есть смысл по возможности ограничивать время, которое дети проводят у телевизора, хотя бы до третьего класса, пока они не научатся хорошо читать. Но и после я не советую разрешать детям сидеть возле голубого экрана более 5 часов в неделю, делая некоторые поблажки только для учебных и, может быть, спортивных программ. Все это я говорю на основании не только научного, но и собственного опыта. Став родителями, мы — я и моя жена — прошли через все эти мифы. Все было не так, как надо, пока мы не стали воспитывать детей, доверяя сердцу и надеясь на свою силу воли. Сегодня Эрик и Эми — веселые, умные дети, лучших и желать не надо. Если вы хотите воспитать своих детей счастливыми и здоровыми — откажитесь от новомодных теорий воспитания, положитесь целиком на здравый смысл и природу. Джон К.РОЗМОНД, Источник: www.privatlife.ru
опытом приходит умение правильно,самолюбие гораздо сильнее зависит,немало шансов вырасти эгоистом,появилось огромное количество людей,способности реализовать заложенное природой,восхитительная грязь нашего детства,многие родители ждут послушания,выполнение домашней работы помогает,исследую проблемы воспитания детей,игрушки должны побуждать ребенка