Слишком подвижный ребенок — сущее наказание как для родителей, так и для всех окружающих. Однако чаще всего ребенок и сам не в состоянии контролировать свое поведение. Что делать при этом, рассказывает заведующий отделением московского Научного центра здоровья детей РАМН, профессор Игорь Павлович БРЯЗГУНОВ.Дело тут, как правило, не в плохом характере или неправильном воспитании. Ребенок часто становится неуправляемым из-за нарушений в центральной нервной системе. В настоящее время это состояние называется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, которым страдают около трети всех детей, причем в большинстве своем — мальчики. Причинами заболевания могут быть наследственность, осложнения во время беременности матери или родов, болезни ребенка, неблагополучная обстановка в семье или плохие экологические условия. Название болезни говорит само за себя. Подверженные ей дети не в состоянии сконцентрировать внимание на чем-либо. Они легко отвлекаются и не могут решить до конца ни одну из поставленных перед ними задач. Окружающих раздражает их невосприимчивость к замечаниям, суетливость, крайняя непоседливость и постоянная нацеленность на движение. Такие ребятишки в основном плохо организованы, рассеянны, часто теряют свои вещи и не чувствуют опасности — по улице бегают без оглядки, невнимательны по отношению к транспорту. Обычно они чрезмерно говорливы, не могут терпеливо слушать собеседника, постоянно его перебивают, навязывая свое мнение, торопятся ответить на вопрос, не дослушав его. Признаки этого заболевания иногда можно заметить у ребенка еще в раннем возрасте. В этом случае лежащий в кроватке малыш, практически не переставая, беспорядочно дергает руками и ногами. Его настроение очень переменчиво: только что он смеялся и вдруг раскапризничался по ничтожному поводу. Ребенок не может даже ненадолго сосредоточиться на игрушках, а когда с ним пытаются заниматься, он тут же отвлекается и теряет интерес к игре, книге или картинкам. Некоторые дети с синдромом недостатка внимания и гиперактивностью плохо спят, долгое время страдают недержанием мочи. В три года проблем с ребенком становится больше. У него интенсивно развивается речь, внимание, память, и на нервную систему ложится усиленная нагрузка. Если детишки начинают ходить в детский сад, их психика подвергается новым испытаниям. Им трудно привыкнуть к незнакомой обстановке и строгому распорядку, к воспитателям, большому количеству детей, с которыми у них могут возникать трудности в общении. Болезнь усиливается, когда ребенок идет в школу. На уроках от него требуется самоконтроль и самодисциплина, что этим детям дается с большим трудом. Даже имея способности, они плохо учатся — им мешает недостаток внимания и неутолимая потребность в движении. Признаки заболевания могут пройти с годами, но порой они длятся до окончания школы и продолжаются во взрослой жизни. Следствием этого нередко становятся замкнутость, частые разводы, привычка к наркотикам и алкоголю. Чем раньше близкие заметят у ребенка отклонения в поведении, тем легче будет ему помочь. В лечении, которое начинается после обследования, обычно принимают участие педиатры, психологи, психоневрологи. Но на состоянии детей значительным образом сказывается и атмосфера, царящая в семье. Суперактивным детям особенно необходимо спокойное и доброжелательное отношение со стороны домашних. Любые крайности в воспитании, как вседозволенность, так и запреты по любому поводу, вредны таким ребятишкам. Не следует навязывать им жестких правил, указания взрослых всегда должны быть обоснованы. Твердость надо проявлять только в отношении безопасности детей и их здоровья. Все требования к ребенку должны соответствовать его способностям и возможностям. Этим детям противопоказаны шлепки и прочие телесные наказания, зато они очень чувствительны к любому виду поощрения. Надо хвалить их за каждый положительный поступок или послушание, подчеркивать даже самые незначительные заслуги. Пусть у ребенка появятся домашние обязанности, которые он будет ежедневно выполнять сам, но взрослым никогда не следует его в этом подменять. Можно завести дома дневник самоконтроля ребенка и отмечать в нем успехи малышей, допустим, звездочками или другими значками, а детям постарше ставить оценки. Ребенок должен быть заинтересован в награде и обязательно получать ее за свои достижения. Надо, чтобы у ребенка дома был оборудованный уголок для занятий. Там не должно быть зеркал и ярких предметов, которые могут его отвлекать. Очень хорошо, если у ребят появляется увлечение. Надо всячески воспитывать и развивать в них этот интерес. Таким детям важно чувствовать себя умелыми и компетентными в каком-то деле. Но нельзя перегружать их занятиями. Весьма важно для них соблюдать распорядок дня, особенно вовремя ложиться спать. Недостаток сна может значительно ухудшить состояние ребенка. Такие дети требуют особого внимания к себе, и с ними надо проводить больше времени. Им очень полезны любые физические нагрузки, при которых высвобождается избыточная энергия, продолжительные прогулки на свежем воздухе, спорт и закаливание. Но соревнования и игры на результат их перевозбуждают, этого следует избегать.
профессор игорь павлович брязгунов,психика подвергается новым испытаниям,полезны любые физические нагрузки,ребенка появятся домашние обязанности,детям постарше ставить оценки,дети требуют особого внимания,значительно ухудшить состояние ребенка,отношении безопасности детей,большому количеству детей,состоянии детей значительным