Для чего нужно заниматься музыкой, да еще с такого раннего возраста? В последнее время становится популярным начинать заниматься с маленькими детьми какой-либо учебной деятельностью, будь то музыка, чтение, рисование, английский или что-то другое. Многие родители на поставленный вопрос отвечают: Хотим, чтобы наш ребенок был гармонично развитым, чтобы ему было интересно жить, чтобы он увидел многогранность мира. Здесь мы не будем спорить о том, нужно ли ребенку такое раннее обучение или не нужно. Выбор решения — за родителями: одни считают , что всему свое время, другие — набираются терпения и учатся вместе с детьми. Музыка вплетена в нашу жизнь очень органично. Мы говорим с разной интонацией, «мурлыкаем» себе под нос любимые мелодии, отстукиваем ритм ногой под танцевальную музыку, напеваем колыбельные своим малышам. Наш малыш, едва ему исполнилось 2 месяца, улыбается в ответ на знакомый родной голос мамы, в четыре он уже угукает и улюлюкает. Он растет, а мама напевает ему песенки, рассказывает прибаутки и потешки, ведь они доставляют большую радость для малыша. Любимые шумовые инструменты в это время — различные погремушки, малыш с большим рвением тянется к ним и извлекает простейшие звуки. К таким погремушкам можно добавить различные баночки, насыпав в них крупу, раскрасить вместе с малышом и по очереди трясти, вслушиваясь в шуршание и шорохи. А звонкие стаканы и бокалы? Они очень привлекают внимание малыша. Этот звучит так, а этот а если еще в них добавить воды, да еще и цветной, попробовать постучать под музыку. Самое большое удовольствие для ребенка в этом возрасте — участвовать в процессе, творить, создавать, ломать, собирать, греметь. Это исследование звучащего мира: стук палочками, звон от связки ключей, грохот кастрюль, шуршание бумагой, к ним можно добавить и игру на простейших музыкальных инструментах, таких как маракасы, треугольник, бубен. Эти звуки доставляют большое наслаждение ребенку, тем более, если получается стучать ритмично. Звучит подвижная ритмичная музыка и ваш ребенок начинает двигаться, прихлопывать, притопывать, кружиться. Такая активность ребенка завораживает. Итак, наш малыш уже музицирует. Могут ли родители и педагоги поучаствовать вместе с ребенком в этом процессе и показать ему всю красоту музыкального искусства? Попробуйте, вам это доставит большое удовольствие. На что обращать внимание ребенка, что ему говорить, над чем работать. Музыка развивает чувство ритма у ребенка. Не всегда у вашего малыша будет получаться стучать ровно или в такт, при этом не следует акцентировать его внимание на том, что не получилось. Стучите вместе с ним, по очереди , разговаривайте при помощи ударных инструментов (установите диалог), поиграйте в повторяшки ( один стучит, другой отвечает тем же). Можно попробовать простучать имена мамы, папы, любимых зверюшек или отрывок из стихотворения. Главное, чтобы не прерывался процесс игры. Интонация в музыке занимает огромное место. Подрастающему музыканту педагог часто говорит: Играй выразительно, с интонацией! Наша задача показать все разнообразие интонаций в музыке ребенку сейчас. Сделать это не сложно. Если вы стесняетесь петь песенки малышу, можно читать ему стишки разными голосами: сердито или ласково, деловито или стесняясь. Даже если вы не считаете себя мастером в пении песен попробуйте пропеть вместе с ребенком простенькие попевки придерживаясь того же принципа. Для ребенка от года до тр х такая игра большое развлечение, это увлекательно и заразительно. И вы убедитесь на своем опыте как быстро, оказывается, он овладевает различными интонациями, как легко запоминает стишки и песенки. У вас потерялись ноты, в нужный момент куда-то подевалась книжка со стихами. Поищите ее вместе с ребенком, приговаривая то толстым грубым голосом, как у медведя, то тоненьким писклявым, как у мышки: Куда же подевалась книжка? И книжка найдется и ваш ребенок сможет освоить новые качества: интонацию, тембр и высоту голоса. Тембр голоса и инструментов. Для определения тембра голоса хороши все игры закрытыми глазами с различными вариациями, игры в разговор по телефону и т.д. Тембр инструмента лучше всего ребенок различает, если ему играют на этом инструменте или он пробует сам. Но не каждый родитель может похвастаться, что играет на каком- либо инструменте, а даже если и играет, то на одном, реже — на двух. В этом случае можно посоветовать слушать записи, это не ново, весь секрет в том, как их слушать. Заставить ребенка слушать сложные произведения, все равно , что попросить первоклассника решать задачи из высшей математики. Нужно начинать с простого. Вспомним эволюцию, то как развивалось человечество. Сначала были созданы простейшие инструменты — ударные , затем духовые, струнные Не сразу человек перебрался из пещер с плясками у костра в роскошные концертные залы с музыкой , которую сейчас называют классической. Вы уже догадались, на что я намекаю. Да именно, наше слушание музыки или игра на инструментах на первых порах будут напоминать пляски у костра и пусть это вас не смущает. Конечно, необходимо сказать и о том, что ваш ребенок — индивид, который развивается в определенной культуре и поэтому, ему будут близки те музыкальные произведения и те инструменты, которые одобряются и наиболее популярны в нашем обществе. Слушая же отрывки из музыкальных произведений попробуйте вместе с ребенком иммитировать те инструменты, которые вы слышите. Если вы хотите обратить его внимание на другой аспект звучащей мелодии, например, кто его написал и как называется произведение, то лучше показать портрет композитора, познакомить сочинителя с вашим ребенком и слушать в движении, здесь вам поможет ваша фантазия. Звучит Полет шмеля Римского-Корсакова , полетайте как шмель; звучит тема прогулки Мусоргского из Картинок с выставки создайте ощущение того, что вы вышли на прогулку и др. Здесь я хочу отметить следующее. Дело в том, что у маленьких детей в этом возрасте еще не сформирован альфа-ритм (он развивается лишь к 14 — 15 годам, когда закрепляется формирование абстрактного мышления) и им будет сложно воспринимать музыку с альфа-ритмом. Произведения, где присутствует дельта-ритм ( этот ритм можно услышать в Лунной сонате Бетховена, во многих ноктюрнах Шопена и др.) будут понятны и интересны детям. С точностью указать в каких произведениях какие ритмы присутствуют достаточно сложно, это требует проведения специальных экспериментов. Но вы можете сами, судя по реакции ребенка определить какое произведение предпочтительнее давать ему послушать. Если же вас заинтересовала тема восприятия музыки, то могу вам рекомендовать замечательную книгу В.И..Петрушина Музыкальная психология. Музыка и темп. Как обратить внимание ребенка на различный темп в музыке. Слушание контрастных по темпу произведений, а лучше смена темпов в одном произведении — вот тропинка, которая приведет к результату. Но вы уже знаете , что пассивное слушание не приведет к нему. Двигайтесь под музыку, стучите, рисуйте, используйте различные предметы и картинки. Многие родители задаются вопросом: Как научить ребенка петь чисто и красиво? Прежде всего — пойте сами, не важно получается у вас или нет. Если вы сами не будете петь, то и у ребенка может не возникнуть такой потребности. Вы поете красиво, чисто , а ребенок гундосит . Как быть? Известно, что многократное повторение одной и той же мелодии может привести к желаемому результату. Но ребенка не возможно заставить петь одно и то же 10 раз. Тогда на помощь приходит ваша смекалка. Вы поете эту мелодию сидя, стоя, громко, тихо, вместе с собачкой, зайцем, весело, грустно, взявшись за руки и т.д. Таким образом, вы повторяете мелодию столько раз, сколько удастся придумать различных модификаций игры, словом, пока вам и ребенку не надоест этим заниматься. В хорошем исполнении проявляется то, как ребенок слышит высоту звуков. Для того чтобы развить и обострить восприятие высоты звуков в музыке для детей в этом возрасте хорошо использовать различные предметы, помогающие понять это соотношение. Например, строить башенку и петь (чем выше кубик, тем выше звук). Или попробовать петь и рисовать на вертикально прикрепленном листе: рисуем вверх — поем вверх, вниз — звук голоса все ниже и ниже. Вы хотите, чтобы ваш ребенок играл на каком-нибудь инструменте. Подготовкой к этому можно заняться уже сейчас. Пальчиковые игры — основа такой подготовки. Такие игры позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Известно также, что большую роль упражнения ручками и пальчиками играют в развитии умственной деятельности ребенка. С какого времени начинать обучение игре на инструменте? Это решать педагогу. Если ваш ребенок уже готов к контакту с инструментом, почему бы и не попробовать? Многое зависит от взаимодействия между преподавателем и вашим ребенком. От личности преподавателя , от его способности устанавливать доверительные отношения с учениками. В этой статье я не буду рассматривать подробно эту строну музыкального обучения, так как на мой взгляд — это отдельная работа. Но здесь я хочу отметить то, что маленьким детям свойственно говорить, что они уже умеют играть, например на фортепиано. И это не удивительно. Ведь они извлекают из него звук, этот звук может олицетворять погоню кошки за мышкой, полет птички или рев медведя. А это уже творчество. Пусть ваш малыш еще не играет Шопена, не импровизирует на темы Моцарта и Баха, но он играет знакомые ему вещи: героев сказок, песни о своих любимых игрушках. И такая игра достойна похвалы и поощрения. Это те же каракули на листе до того, как малыш действительно начнет рисовать понятные взрослым изображения. Мы рассмотрели некоторые аспекты музыкального обучения детей. Кончено, многое осталось за рамками этой статьи. Думаю, что ваше творчество вместе с ребенком, ваша фантазия подскажут вам интереснейшие моменты в этом увлекательном процессе. А закончить эту небольшую статью мне бы хотелось небольшими выдержками из своего опыта ведения уроков с маленькими детьми. Предлагаю девочке 3-х лет станцевать танец Фонарики . Начинаем танцевать, на втором такте она вдруг начинает рассказывать, что ее папа очень любит фильм Улица разбитых фонарей . Рассматриваем портреты композиторов. Это Прокофьев . Девочка 2,4 лет : Он что, кофе пил? . Она же тремя месяцами ранее. Сложила цветные резиночки себе на палец и спела ноты по цветам. ( Мы проходили ноты в цвете). Мальчик 1год 8 мес. Играем на фортепиано. Это зайчики, это волк. Мальчик нажимает на клавишу и говорит: Волк писает , на другую: Собака писает. Девочка 3-х лет. В конце урока мы всегда поем До свидания в тональности до мажор. Проходили мажор и минор. Я играю на фортепиано, она угадывает что это мажор или минор. Звучит до мажор, я ожидаю, что она снова успешно угадает, но в ответ: Так это же до свидания! Семынина Елена Музыкант, педагог, психолог http://www.raduga-birth.spb.ru
звучит полет шмеля римского-корсакова,способности устанавливать доверительные отношения,напеваем колыбельные своим малышам,закрепляется формирование абстрактного мышления,сможет освоить новые качества,требует проведения специальных экспериментов,большую роль упражнения ручками,обострить восприятие высоты звуков,звучит тема прогулки мусоргского,заинтересовала тема восприятия музыки