О бучение во втором классе длится 2 месяца, содержит 40—50 занятий. Температуру воды с 34 °С снижается до 32 °С (по полградуса через каждые 2—3 дня). Длительность пребывания малыша в воде постепенно увеличивается на 5—10 минут. Перед занятием в ванне сделайте ребенку легкий массаж и проведите с ним несколько гимнастических упражнений на пеленальном столе (так называемое «сухое плавание»). Массаж маленького пловца — поглаживание и растирание тела от периферии к центру, легкие разминания мышц. Вначале поглаживайте и растирайте стопы ребенка, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область шеи, спины, груди и живота. В той же последовательности проводятся легкие, поверхностные разминания мышц. Продолжительность массажа — 3—4 минуты; к концу месяца ее увеличивают до 5 минут, еще через 2— 3 недели — до 7 минут. Закончив массаж, дайте ребенку 1—2 минуты отдохнуть и начинайте гимнастику, воспроизводящую те упражнения, которые ему предстоит проделать в воде. Упражнения для ног. 1. Исходное положение (и. п.): ребенок лежит на спине, ноги вытянуты. Ладони учителя обхватывают сзади и снизу область голеностопных суставов, оттягивая носки. Попеременно поднимайте и опускайте ноги ребенка вверх—вниз, сохраняя расстояние между стопами 10— 12 см (движения ног, как при плавании кролем). После 15—20 движений каждой ногой дайте ребенку полминуты отдохнуть и повторите это упражнение на первом уровне еще 2 раза, а на следующих — 3—4 раза, до 8 раз с перерывами по полминуты. 2. Поочередно сгибайте и разгибайте ноги ребенка в тазобедренных и коленных суставах («велосипед»). Количество движений то же, что и в первом упражнении. 3. Одновременно сгибайте обе ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, затем разводите колени в стороны и быстро выпрямляйте ноги, возвращая в и. п. (имитация движений ног при плавании брассом, или «лягушка»). Проделав 8—10 движений, дайте ребенку минуту отдохнуть и повторите снова 4—8 раз за урок. 4. Те же движения ногами, что и в положении на спине, выполняются из и. п. лежа на груди (голова ребенка повернута вправо или влево, ноги от середины бедра — за пределами стола). Упражнения для рук. 1. И. п.: ребенок лежит на спине, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. Стоя позади ребенка, возьмите его за кисти, попеременно поднимайте прямые руки на 45—50° и опускайте. Проделайте 10 движений каждой рукой сначала за 20 секунд (быстро), потом за 30 секунд (медленно). Повторите с минутными перерывами 3—5 раз. 2. И. п. то же. Держа ребенка за кисти рук, подтягивайте его руки к груди, сгибая в локтевом и в лучезапя-стном суставах, и возвращайте в и. п. Движения рук попеременные, по 10 каждой рукой. 3. И. п.: ребенок лежит на спине, руки вытянуты в стороны. Держа за кисти, производите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте руки вверх и возвращайте в и. п. (8—10 движений с перерывами в 2 секунды, повторите 2—3 раза с минутными перерывами). 4. И. п.: ребенок лежит на груди, обе руки вытянуты вперед, ладонями вниз, причем до середины предплечья — за пределами стола. Держа ребенка за кисти, попеременно двигайте прямые руки вверх—вниз с размахом в 40—50° (25—30 движений 4—8 раз с перерывами для отдыха в течение 1 минуты). 5. И. п. то же. Разводите руки в стороны, сгибайте в локтевых суставах и возвращайте в и. п. (8—10 движений, 3—6 раз с минутными перерывами). б. И. п. то же. Попеременно слегка приподнимайте руки, затем, сгибая их в локтевых суставах, подтягивайте к груди и возвращайте в и. п. (15—20 движений, 3—6 раз с минутными перерывами). Упражнения для туловища. 1. И. п. Ребенок лежит на спине. Поддерживая прямые ноги за голени, поднимайте их под прямым, а через 2—3 занятия — под острым углом по отношению к туловищу (6—8 движений, 2—4 раза с минутными перерывами). 2. И. п. то же. Руки ребенка вытянуты вдоль туловища. Учитель берет ребенка за верхние половины бедер и осторожно поворачивает его на грудь, а затем обратно — на спину, то вправо, то влево (8—10 раз с паузами в 4—5 секунд). 3.- И. п. то же. Руки ребенка вытянуты за голову. Стоя сбоку, возьмите ребенка одной рукой за обе кисти, другой, поддерживая голову и верхнюю часть спины, слегка приподнимайте его и возвращайте в и. п. (6—10 раз с паузами в 4—5 секунд). Два последних упражнения разрешаются не ранее чем с 3-месячного возраста. 4. И. п. то же. Руки согнуты и лежат на груди. Стоя позади и держа ребенка за предплечья, разводите выпрямленные руки в стороны и слегка вверх, а затем возвращайте в и. п. (6—8 раз с перерывами по минуте 3—6 раз за урок). 5. И. п.: ребенок лежит на груди, руки вдоль туловища, голова повернута набок. Стоя у ног ребенка, придерживайте левой рукой область тазобедренных суставов, а правой слегка приподнимайте голову и туловище, тут же возвращая их в и. п. (6—10 раз с паузами в 3—5 секунд). Приспособления, помогающие держаться на воде. Для дальнейших занятий в воде ребенку понадобятся «чепчик русалки» и «ожерелье русалки». Смастерить их несложно. «Чепчик русалки» представляет собой полотняную шапочку с завязками под подбородком, окаймленную по бокам и на лбу валиком из какого-либо труднопотопляемого материала (пенопласт, нарезанный кубиками примерно 4x4x4 см; нанизанные на нитку крупные пробки; длинный воздушный шарик, который сначала надо вложить в матерчатый чехол, а затем надуть.) Такой чепчик понадобится при плавании на спине. «Ожерелье русалки» — тот же валик, обшитый полотном и укрепленный вокруг шеи ребенка. Его задача — поддерживать голову ребенка при плавании на груди. Новые способы поддержки. Упражнения на воде вам будет удобнее делать, используя несколько новых способов поддержки. Рекомендуем до занятий в ванне овладеть ими «на суше». Поддержка «ковшом.». Ребенок лежит на груди. Учитель кладет свою правую ладонь с растопыренными пальцами на всю область его грудной клетки; предплечьем учитель поддерживает подбородок ребенка. «Ковшом» удобно поддерживать ребенка при проводках на груди. Поддержка «обхватом, сзади». Учитель двумя руками обхватывает ребенка под мышками так, чтобы большие пальцы располагались на области лопаток малыша, а остальные — на груди. Поддержка «лицом, к лицу». Учитель обхватывает ребенка под мышками двумя руками; большие пальцы лежат на ключицах, остальные — на спине. Основные упражнения первого месяца занятий по программе второго класса — это проводки и скольжения. Если ребенок хорошо удерживается в горизонтальном положении, попытайтесь на 2—3 секунды оставить его без поддержки. Постепенно увеличивайте время самостоятельного плавания ребенка, доводя его до 5—10 секунд и более. Проводки. Они проводятся в двух вариантах: проводки на спине и проводки на груди. При их проведении поддерживайте ребенка одной рукой («дугой», «ковшом»). Скольжения. Они также проводятся на спине и на груди. Скольжение лежа на спине. Выполнив 2—3 проводки в обычном темпе, учитель после поворота от борта ванны ускоряет проводку и, толкнув пятки ребенка, на несколько секунд отнимает руку. Ребенок по инерции самостоятельно продвинется на какое-то расстояние (до 1 м) по поверхности воды. У противоположного края ванны учитель подхватывает малыша, не дав ему прикоснуться головой к борту. Скольжение лежа на груди. Приводится с поддержкой ребенка «ожерельем русалки» и рукой учителя. Толчок для перехода в скольжение учитель может сделать двумя руками: одной — находящейся под животом, другой — придерживающей пятки. Можно побудить ребенка скользить, осторожно потянув за вытянутые вперед руки. Можно двумя руками поддерживать его подмышки, охватив сверху грудную клетку, и из такого положения толкнуть вперед. Погружения. Проводки и скольжения чередуются с короткими погружениями под воду. Подготовку к нырянию начинайте только из вертикального положения. Лишь после того как этот прием хорошо освоен, можно переходить к погружениям во время проводки на груди. Если ребенок неохотно выполняет такие упражнения, от погружений следует на несколько уроков отказаться. Повторная неудача опять потребует перерыва до тех пор, пока ребенок, наконец, не станет с удовольствием выполнять погружения под воду. Второй месяц обучения во втором классе. Ребенок, в течение месяца занимавшийся во втором классе, должен хорошо освоить проводки и скольжения на спине с поддержкой «чепчиком русалки», на груди — с «ожерельем русалки». Теперь от занятия к занятию начинайте увеличивать продолжительность самостоятельного плавания ребенка на 10, 20, 30 секунд и более. Следите, чтобы он сохранял горизонтальное положение в воде! Если голова чрезмерно закидывается назад или «тонут» ноги, надо легким, коротким движением руки исправить положение. Научите малыша самостоятельно лежать на воде в течение 30—40 секунд, потом 60—90 секунд, а к концу обучения во втором классе — до 3 минут. Вожжи. Если малыш еще не умеет самостоятельно держаться на воде лежа на спине, можно воспользоваться так называемыми вожжами. Их держать их, не наклоняясь. Вожжи подводятся под затылок ребенка, так как голову ему держать труднее всего. На протяжении последних 12—15 занятий второго класса обучения плаванию проводки постепенно заменяются тренировками в скольжении на спине и на груди. Кроме того, надо помочь ребенку превратить инстинктивные и малоэффективные движения в более рациональные и активные. Упражнения в положении лежа на спине. Учитель укладывает ребенка на свои предплечья (поддержка «подводная подушка»), а пальцами обхватывает верхние части его бедер, либо обхватывает ступни малыша, лежащего в «чепчике русалки», либо поддерживает под затылок вожжами ассистента: 1. На первых 3 занятиях попеременно надо сгибать в коленных суставах и выпрямлять ноги ребенка («велосипед»). 2. На последующих 3 занятиях — производить попеременные движения его свободно вытянутыми ногами (кроль). 3. На очередных 3 занятиях — сгибать ноги в коленных суставах, разводить колени, затем выпрямлять и смыкать их (брасс). Упражнения в положении лежа на груди. В этом положении выполняются те же 3 варианта движений, в том же порядке и с той же продолжительностью, что и на спине. Голову ребенка поддерживает ассистент поддержкой «дугой» или «углом». Можно воспользоваться и другими способами с помощью «ожерелья русалки» или вожжей. Окончание обучения во втором классе. К концу обучения во втором классе надо определить, какие движения ребенок осваивает лучше всего. С каждым новым занятием число выполняемых движений ногами увеличивается. Их проделывают в течение 2 минут 6—8 раз (3—4 серии лежа на спине, 3—4 серии — лежа на груди). Выполнив половину запланированных на данный урок серий, проделайте с ребенком другие упражнения (скольжения и погружения), а затем опять возвращайтесь к движениям ногами. Попеременные движения выполняются в течение 2 минут беспрерывно, одновременно двумя ногами — с паузой после каждого в 2 секунды. На последних 2—3 занятиях погружения в положении лежа на груди несколько усложняются. Делается это следующим образом. Поддерживая ребенка на поверхности одной рукой («ковшом»), учитель другой рукой (обычно левой) мягко надавливает на его спину и плечи, погружая с головой под воду и одновременно продвигая под водой вперед. В середине такой проводки надо толкнуть ребенка вперед и тут же на 2—3 секунды отнять руки от его тела, а затем подхватить под грудь и вывести на поверхность воды. Упражнение повторяется 5—б раз за одно занятие с интервалами в 15—20 секунд. Погружение надо предварять постоянным сигналом: «Раз, два, три — ныряй!» При многократном повторении команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс. В конце концов он сам без принуждения учителя должен скрыться под водой. Центр «Здоровая беременность»
дайте ребенку минуту отдохнуть,дайте ребенку минуты отдохнуть,борта ванны ускоряет проводку,программе второго класса,помочь ребенку превратить инстинктивные,снизу область голеностопных суставов,охватив сверху грудную клетку,массаж маленького пловца поглаживание,какого-либо труднопотопляемого материала,ребенка вырабатывается условный рефлекс