Без рубрики

Ушибленные талантом

«Посмотри на этого мальчика, – восторженно шептали мне родители, – он – вундеркинд!» Что означает это таинственное слово, я тогда еще не знал и на «вундеркинда» глядел с некоторым опасением: не заразно ли это? Но взрослые, кажется, не боялись подхватить от ребенка диковинную болезнь. Наоборот, при каждом удобном случае зазывали малыша в свою компанию и просили продемонстрировать способности. Пацан, взгромоздясь на табурет, наизусть читал здоровенные куски из «Войны и мира», пел каким-то (как мне казалось) нечеловеческим голосом взрослые песни. Иногда, если «в кустах» оказывался инструмент, играл на фортепьяно. А еще про этого чудо-ребенка говорили, что он пошел в школу тогда, когда остальные его ровесники только учились на горшок проситься… Но, в отличие от взрослых, мы, обыкновенные дети, почему-то никак не хотели восторгаться его талантами, играть нам с ним было неинтересно, да и его, кажется, наши забавы вовсе не привлекали. Мальчик он был тихий, задумчивый, я бы даже сказал, забитый… Через много лет я случайно встретил этого вундеркинда. Оказалось, что, повзрослев, он отчего-то все свои необычные способности утратил и стал абсолютно таким же, как и все. Работал в каком-то забытом Богом НИИ в скромной должности младшего научного сотрудника, никаких открытий к тому времени не совершил, никакими талантами не блистал. Надо сказать, что это меня поразило гораздо больше, нежели игра в раннем детстве на фортепьяно и чтение по памяти отрывков из взрослых книг. Все способности почему-то сошли на нет. И действительно, потом я часто слышал, что слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, часто так и не оправдав больших надежд и ожиданий (из тысяч вундеркиндов вырастают в гениев единицы). Некоторые даже умирают молодыми. Известна, например, история Кристиана Фредерик Гейнекена. Мальчик родился в Германии, в городе Любекс, в 1921 году. В свои 8 месяцев Кристиан изъяснялся на уровне взрослого образованного человека. В два года он ознакомился с Библией, включая Новый и Ветхий Заветы, а к трем годам мог зачитывать отрывки из Святого Писания наизусть. В этом же возрасте Кристиан стал заниматься историей и географией, освоил латынь и научился читать по-французски. По уровню интеллекта мальчик превосходил многих взрослых людей, но у него было очень хрупкое и слабое тельце. Его пальчики не могли удержать даже перо, и ему было трудно глотать твердую пищу, поэтому он употреблял только жидкую. В четыре года маленький Кристиан предсказал свою скорую неизбежную смерть. И оказался прав. Вообще, тема вундеркиндов интересовала людей всегда. И до сих пор установлено только существование необычайных способностей, но само явление остается загадкой. Кстати, в переводе с немецкого слово wunder-kind означает «чудо-ребенок», а если переставить местами части слова, получится «раненный детством». Установлено, что чудо-дети значительно чаще встречаются среди мальчиков, чем среди девочек; некоторые ученые считают, что такая сверходаренность – результат высокого уровня гормонов в некоторых железах, включая гипофиз и надпочечники. Вундеркинды гениальны потому, полагают исследователи этого феномена, что их нервная система достигает своего наивысшего развития задолго до того, как разовьется весь организм. Некоторые из вундеркиндов стали украшением мирового искусства и литературы, но они чрезвычайно редки. Среди знаменитостей, проявивших еще в детстве поразительные способности, мы знаем, например, Паскаля, Лейбница и Гаусса… Итальянский поэт Торквато Тассо произносил в шестимесячном возрасте целые предложения, а трехлетним мальчиком мог уже читать и стал систематически заниматься образованием. Широко известна феноменальность Ференца Листа, Вольфганга Амадея Моцарта, Шопена и Рихарда Штрауса, когда они еще были малыми детьми. А вот судьба англичанки Бэзи Эшфорд сложилась совсем иначе. В возрасте девяти лет она написала роман «Юный гость», который был воспринят читателями и критиками как шедевр. Но в дальнейшем девочка ничего, равного этому роману, к сожалению, так и не создала. Юный математик Зера Колберн, родившийся в 1804 году в Вермонте, всего за четыре секунды мог сосчитать, сколько секунд содержится в 12 годах. Когда у него спрашивали, каков квадратный корень из 106.929, он отвечал: 327. А каков кубический корень из 268.336.125? Практически не задумываясь, мальчик четко отвечал: 645. Не имея никакого математического образования, он уже в шесть лет выступал перед публикой, демонстрируя свои способности. Но через два года после своих выступлений перед великими учеными Европы Зера полностью утратил свой талант. Став молодым человеком, он пытался делать вычисления на бумаге, но потерпел неудачу. Отчего же такая несправедливость: одни дети, изумляющие в совсем нежном возрасте взрослых, вырастают в гениев, другие почти (или совсем) утрачивают свои способности? Многие ученые полагают, что вундеркинд – не гений, а всего лишь способный ребенок, опережающий в своем умственном развитии сверстников, своеобразный интеллектуальный акселерат. Гений же – совсем другое дело, больше из области чуда. Кроме того, как считают психологи, вундеркинда можно «вырастить». Кстати, вовсе не ставя под сомнение гений Моцарта, все-таки хочется заметить, что тот, как и большинство вундеркиндов-музыкантов, родился и вырос в музыкальной семье. Такие дети могут достигать невероятных творческих высот, потому что их талант развивается благодаря неустанному труду. Кроме того, отец вундеркинда Леопольд Моцарт был прекрасным импрессарио. Например, чтобы вызвать аплодисменты публики венского двора, он заставил своего шестилетнего сына выучиться акробатическим позам и трюкам. Маленькому Вольфгангу пришлось играть на клавире, клавиши которого были закрыты материей. Чтобы продлить годы хождения сына в вундеркиндах, Леопольд даже немного шельмовал и выдавал 13-летнего отпрыска за более юного. Как считает врач-психотерапевт Николай Нарицын, «одаренных только «от природы» вундеркиндов практически нет. Есть плоды родительского упрямства и непосильного детского труда. Как правило, задачу вырастить чудо-ребенка ставят перед собой родители, которые сами не смогли достичь в жизни желаемых высот, а потому каждый такой ребенок – в первую очередь отражение родительских проблем… И для формирования вундеркинда родитель нужен не всякий – именно такой, который будет стоять рядом с палкой и следить, чтобы ребенок делал все как нужно…». Что ж, возможно, он в чем-то и прав, хотя только родительским упорством и «непосильным детским трудом» объяснить феномен вундеркиндов было бы слишком просто. Все-таки у природы много тайн. В том числе и тайна чудо-детей. Источник: Утро.ру


считает врач-психотерапевт николай нарицын,задачу вырастить чудо-ребенка ставят,продлить годы хождения сына,тема вундеркиндов интересовала людей,юный математик зера колберн,уровне взрослого образованного человека,переставить местами части слова,история кристиана фредерик гейнекена,своем умственном развитии сверстников,трудно глотать твердую пищу

Вам также может понравиться...