Как хочется родителям услышать от своего малыша заветные «мама» и «папа»! Но и то, что он лопочет, – это тоже слова, пусть даже их понимают только самые близкие. «Этапы большого пути» Для удобства оценки достижений малыша врачи делят первый год жизни на четыре этапа: от рождения до трех месяцев, от четырех до шести, от семи до девяти и от десяти месяцев до года. С точки зрения развития речи, первые два – подготовительные: в это время происходит формирование эмоционального общения со взрослым. На этой основе в следующие шесть месяцев будет развиваться уже речевое общение. Первые три месяца Сразу после рождения у малыша отсутствуют умение общаться и стремление к общению. Однако он постепенно привыкает слышать во время кормления и бодрствования спокойный, ласковый голос мамы. В таком, на первый взгляд, одностороннем общении уже заключается магическая сила эмоциональных контактов матери и ребенка. К концу первого месяца жизни малыш начинает ненадолго задерживать взор на лице матери. В 1–2 месяца он отвечает улыбкой на разговор с ним и следит за движущейся игрушкой, прислушивается к ее звуку или к голосу взрослого. В 1–1,5 месяца ребенок активно «демонстрирует» и свой голос. Если его самые первые звуки были отрывисты, гортанны (что-то вроде «кх», «гы»), то теперь они сменяются протяжными и певучими: «а-а-а», «о-о-о». Такие голосовые реакции называются гулением. В 2–3 месяца у маленького человечка появляются и признаки потребности в общении: во время контактов со взрослым он оживленно двигает ручками и ножками, улыбается, издает различные звуки. Такую общую двигательную активность и голосовые реакции называют «комплексом оживления». Его наличие – добрый знак: с развитием ребенка все в порядке! От трех до шести месяцев Ребенок почти ежедневно радует родных новыми достижениями: громко смеется при общении, часто улыбается, поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами, узнает маму. А еще– подолгу распевается: «аль-ле-е-лы-агы-аы»… Эти голосовые упражнения называются свирель. В 4 месяца появляется лепет: малыш переходит от вокализации гласных к произнесению слогов, состоящих из звонких и глухих согласных звуков. Сначала это действительно только отдельные слоги: «ба», «ма», но потом они повторяются многократно: «ма-ма», «ма-ма-ма», «ба-ба», «ба-ба-ба». Лепет – это не только проявление хорошего настроения ребенка (он в безопасности, сыт, ему сухо и тепло), это еще и тренировка голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата. Поэтому лепет нужно поддерживать и развивать, обучая ребенка подражанию разным звукам и звукосочетаниям. «Урок лепета» лучше всего проводить спустя час после того, как малыш проснулся. В 5 месяцев ребенок узнает голос близкого человека, различает ласковую и строгую интонацию, лицо знакомого и незнакомого взрослого. К 6 месяцам малыш начинает реагировать на свое имя. Кроме звуков в общение он включает улыбку, выразительные интонации– радостные или жалобные, может и сердиться. Таким образом, малыш активно «разговаривает» и сам просится в «собеседники». От шести до девяти месяцев Мир ребенка значительно расширяется: обогащаются его возможности познания и взаимоотношений с близкими, усложняются самостоятельные движения и действия. Теперь взрослый может рассказать малышу о многих интересных вещах. Однако только на языке эмоций это сделать невозможно, требуется развитие новой формы общения– речевой. Речевое общение – это не только произнесение ребенком слогов, слов, первых фраз, но и понимание обращенной к нему речи. Разговаривая с малышом, взрослому необходимо отчетливо называть предметы и привлекать его внимание: «Вот зайка», «Вот чашка», «Возьмем ложечку, будем кушать» и т. д. Новое слово нужно выделить голосом, паузой и повторить одну и ту же ситуацию несколько раз. Примерно в 7 месяцев ребенок, услышав знакомое слово: «Где зайка?», «Где чашка?»– начинает искать предмет глазами. К 8 месяцам по просьбе взрослого выполняет разученные действия, например: «дай ручку», «ладушки», «до свидания» и др. В 9 месяцев он хорошо знает свое имя и поворачивается на зов. В 8,5–9,5 месяцев малыш не только повторяет за взрослыми знакомые и некоторые незнакомые слоги, но и пробует подражать их интонации (модулированный лепет). Он может упорно и длительно повторять один и тот же звук, слог. От девяти месяцев до года Этот период–настоящая школа речевого общения. С 9–10 месяцев малыш может повторять за взрослым все новые слоги. К 10 месяцам он учится по просьбе взрослого находить и подавать ему знакомые предметы, с удовольствием играет в «Сороку-белобоку», «Ладушки». Слоги, входящие в лепет ребенка, к 10–11 месяцам становятся составными частями слов: «ма-ма-ма»– «мама», «ба-ба-ба»– «баба», «да-да-да»– дай. К концу первого года жизни малыш повторяет за взрослым и сам произносит 5–10 слов. Эти слова пока очень простые, но уже обозначают определенные понятия: мама, папа, баба, кс-кс, ам-ам и др. Важно, чтобы такие упрощенные слова взрослые сопровождали и правильным словесным обозначением. Например, показывая собачку, надо сказать: «Собачка, ав-ав» или «Машина, би-би». Чтобы между словом и предметом формировались более четкие связи, нужно сопровождать выполняемые действия речью. Например, показывать малышу во время одевания, умывания, кормления соответствующие предметы и действия. Можно пробовать с помощью речи направлять его деятельность: попросить принести или отнести на место игрушку. Еще очень важно, чтобы у ребенка к концу первого года жизни сформировалась и адекватная реакция на слово «нельзя»: нельзя брать нож, трогать горячее и т.д. Путь развития детской речи сложен. Но ваша помощь и вера в успех малыша обязательно помогут ему к концу первого года жизни сказать желанное для вас и такое важное слово– «мама!» ОЛЬГА СТЕПАНОВА, логопед, канд. пед. наук krokha.ru
аль-ле-е-лы-агы-аы,происходит формирование эмоционального общения,голосовые реакции называются гулением,голосовые упражнения называются свирель,начинает искать предмет глазами,успех малыша обязательно помогут,малыша отсутствуют умение общаться,такую общую двигательную активность,месяцам малыш начинает реагировать,сопровождать выполняемые действия речью