“Мамочка, посиди возле меня еще немного, всего “два разика!” — просит трехлетний Кирюша перед сном. Добросовестно отсчитав только ему ведомым методом положенные “разики”, он отпускает меня заниматься своими делами. Это школьникам понятны секреты загадочных взрослых “пяти минут”, “четверти часа” и “пары часов”. У малыша же понятие времени свое. Крохе проще мерить его в доступных уму “разиках”, чем во взрослых часах и минутах. Детская система измерения “Я заберу тебя из садика пораньше, часа в четыре!” – говорите вы своему трех-четырехлетнему ребенку. Что значат для карапуза загадочные “четыре часа”? — Туманная фраза, не более. А когда придет мама, он так и не понял. Детям легче ориентироваться во времени не с помощью часов, а с помощью привычных ему “меток”, размечающих день: “Сразу после обеда”, “После сна”, “Когда наступит время вечерней сказки”… Ведь кроха живет в другой системе измерения времени. Вспомните, каким длинным казался в детстве день, огромным месяц, необъятным год. Знаете, какой признак окончания недели у малыша? Конечно – выходной. Детское: “ Мама, а сегодня выходной?” — может прозвучать и в понедельник, и в среду и означает, что крошка хочет, чтобы мама не ходила на работу, осталась с ним дома. Выходные помогают детям отсчитывать недели. А вот смену месяцев в году им легче осознавать с помощью “важных дат” (дней рождений родных, церковных и светских праздников). И родителям надо уделять этому должное внимание. Самым сложным для малыша является осмысление понятия “год”. Чтобы вам было проще научить ребенка структурировать длинный-длинный год, а крохе легче понять эту науку, воспользуйтесь отрывным календарем (или нарисуйте его сами вместе с ребенком). Каждый вечер, отрывая очередной листок, вы сможете сказать друг другу: “День пролетел!” или “Вот и месяц закончился!”, а иногда — “Сегодня первый день зимы!” (весны, лета, осени). Песочные часы Малыш постепенно знакомится с понятием времени и в жизни и в литературе. В сказках, например, Его величеству Времени отведена важная роль. Самые значимые события в сказках выделены боем часов, последним упавшим лепестком, наступление темноты или рассвета. Годам к пяти-шести ребенок готов к тому, чтобы учиться сверять жизнь с ходом стрелок. Только знакомить его с миром секунд и минут нужно не в форме длинных лекций, а при помощи игр и примеров. Что для нас часы? В первую очередь – мерка времени. Понять это малышу легче всего с помощью песочных часов. Они обладают замечательным свойством: время в них перестает быть абстрактным понятием и материализуется в виде падающих песчинок. Оно БУКВАЛЬНО течет и иссякает на глазах у ребенка. Хорошо если появление песочных часов в вашем доме, вы сопроводите сказкой. Купить часы можно в магазине медицинского оборудования. Теперь можно поиграть! Предложите крохе узнать, сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп. Или постарайтесь одеться на прогулку пока песчинки текут из верхней чаши в нижнюю. Задание можно усложнить. А чтобы малыш не давился завтраком, глядя на неумолимо бегущий песок, договоритесь, что кашу нужно съесть не раньше и не позже, отпущенного времени. Согласитесь, это важное умение — укладываться точно в срок. Вместе с малышом вы можете изучать, сколько времени (песочных пробегов) требуется вам и ему для разных занятий. Чудесное подспорье для родителей маленьких копуш! Солнечные часы Но вот интерес к песочным часам пошел на убыль, первый урок усвоен. Можно идти дальше. Пора вспомнить о солнечных часах. Обратите внимание ребенка на то, как меняется положение солнышка на небе в зависимости от времени суток. Выясните, в какие окошки его лучики заглядывают утром, а в какие вечером. Пусть кроха вместе с вами сделает открытие: положение солнца может много рассказать человеку. Например, о том — утро сейчас, день или вечер. Оказывается, направление и длина его тени ребенка тоже зависят от положения солнышка. Вечером и утром тень длинная, а в обед коротенькая. Попробуйте поиграть с малышом в “Солнечные часы”. Мелком на асфальте или палочкой на земле, нарисуйте круг. Поставьте ребенка в центр и отметьте точку на круге, куда падает тень крохи. Теперь можно отправляться на прогулку. Через несколько часов, возвращаясь домой, подойдите к вашим солнечным часам. Пусть малыш cнова станет в круг и убедится, что его тень-стрелка переместилась на несколько делений по кругу-циферблату. Секундомер Теперь ребенок готов легко и естественно понять идею часов с циферблатом. Можно покупать секундомер с крупной стрелкой на крупном циферблате, потому что он намного нагляднее часов с секундной стрелкой. Начался период замеров и сопоставлений. Пришла пора дать отрезкам времени имена. Например, пробег стрелки по кругу называется минута. А прыжок ( оказывается время не только течет, но и прыгает, бежит!) – секунда. Теперь сравним песочные часы и секундомер. Выясним, например, сколько кругов оббежит секундная стрелка, пока в песочных часах пересыплется весь песок. Можно взять бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой с маленькой дырочкой и подвесить над кастрюлей донышком вверх. Остается только сидеть и наблюдать, за сколько времени вода перельется в кастрюльку. Получились водяные часы собственной конструкции! Будильник Попытаемся понять, что происходит на циферблате будильника ( выберите часы с большим циферблатом и четкими цифрами на делениях), пока стрелка секундомера пробегает круг за кругом. Оказывается, длинная стрелка (она называется минутная) перемещается с одного маленького деления на другое. И когда она отсчитает все деления ( это ужасно долго), окажется, что миновал ЧАС. Вот теперь пора пересчитать деления, разделить их на пятерки, дать имя коротенькой часовой стрелке и учиться определять, который час. Ребенок уже может учиться сам следить за временем. Почаще просите малыша подсказать вам, который час. Ни в коем случае не торопите и не перебивайте кроху. (Кстати, не забудьте! Учить ребенка ориентироваться по часам надо только после того, как он освоил счет в пределах сотни!) И еще — не покупайте маленькому ребенку детские электронные часики. С ними не нужно напрягаться, представлять себе перемещение стрелок, и у малыша не возникнет потребность и желание постичь понятие времени. Источник: BABYCOM
научить ребенка структурировать длинный-длинный,ведомым методом положенные разики,кругов оббежит секундная стрелка,пусть малыш cнова станет,почаще просите малыша подсказать,малыша является осмысление понятия,стрелка секундомера пробегает круг,сказках выделены боем часов,трех-четырехлетнему ребенку,признак окончания недели