Без рубрики

Николай АМОСОВ. УЧИТЬ С КОЛЫБЕЛИ!

Р одители, бабушки, дедушки должны помнить, что характер и интеллект формируются до школы. Нельзя оставлять ребенка невоспитанным, утешаясь обычным в таких случаях: «Вот вырастет, поумнеет, тогда и выправится сам собой». Не столь очевидно другое утверждение: нельзя оставлять ребенка и без дошкольного образования. Забегая вперед, скажу: умного ребенка легче воспитать. Только вот как учить и воспитывать? Каковы возможности воспитанников-учеников? Каковы возможности воспитателей-учителей? Хаос мнений: «Главное — гены: умным нужно родиться». «Нет, все дело в школе, постановке образования». «Образование? Ерунда! Образованные тоже бывают подлецами. Главное — воспитать безошибочное чувство на добро и зло»… К сожалению, пока мало надежных количественных данных, настоящей современной науки — и это по такому важному вопросу! Одно несомненно: воспитанию — первое место. А воспитать, не развивая интеллект, — дело трудное. На ограниченного человека действует и ограниченная среда. Воспитание возможно, конечно, и только примером, авторитетом в семье. Но если бы все родители были идеальными! Другое дело — умный ребенок. На него влияет широкое окружение: книги, радио, телевидение. Итак, основной тезис: умного ребенка легче воспитать. Снова вернулись к началу: где же взять ум? * * * Попытки ускорить развитие не были столь же показательны, как эксперименты с его замедлением, поставленные самой жизнью в случаях с «Маугли». И все же исследования по раннему обучению, проведенные в последнее десятилетие, довольно красноречивы. Все дети, которых рано и правильно учили, были отличниками; среди их сверстников, не прошедших, такого «курса», успевал на отлично лишь один из десяти. Вывод: основы интеллекта закладываются в первые годы. Если взять за единицу интеллект 17-летних (выпускников средней школы), то окажется, что, чуть ли не половина его закладывается уже к 4 годам, а к 6 — целые две трети! Темпы дальнейшего нарастания определяются исходным уровнем перед школой. Похоже, что школа, которая вроде бы может лишь прибавлять к нему некие одинаковые для всех порции информации, в действительности умножает его на определенный коэффициент: ведь вместе с объемом знаний увеличивается и тяга к новым знаниям. * * * Как же выглядит система раннего активного воспитания? Первое условие — правильная дозировка воздействий в зависимости от возраста. Если нового много, оно не воспринимает ся, так как устает внимание, человек теряет нить. Более того, это может привести к перенапряжению и срывам. Если нового мало, следить надоедает, становится скучно. Система не действует. Есть оптимальное соотношение порции нового к уже накопленной информации. Второе условие — форма воздействия. Любовь и ласка. Ровность в обращении. Твердость в главном, но без упорства. Кроме того, личный пример — для воспитания чувств. Разумеется, необходимо время. Один час «квалифицированной» работы — разговоры с ребенком. Еще 1-2 часа — «технической» работы, например, чтения. О гигиене, режиме питания, физической культуре не говорю — это разумеется само собой. А теперь конкретнее — о расписании занятий. * * * ПЕРВЫЙ ГОД. Игрушки и разговоры. С ребенком следует рано и много говорить. Показывать и называть предметы. С полугода — читать книжки с картинками. Наблюдать реакцию и по ней дозировать сложность, продолжительность, интервалы, переключения. Общение со взрослыми — вот главный источник информации для годовалого младенца. * * * ВТОРОЙ ГОД. Формирование речи. Активно учить говорить. Разговаривать, спрашивать, читать. Учить играть с игрушкой. * * * ТРЕТИЙ ГОД. Продолжение предыдущего. Расширять словарь, умеренно заботясь о правильности произношения. Читать и беседовать. Учить заниматься самостоятельно — играть с игрушками, рисовать. Общение дает информацию, новый материал. Творчество развивается в одиночестве. * * * ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД. То же плюс учение как обязанность с очень осторожным нажимом. 15-20 минут в день, но именно обязательной работы. Буквы, слоги, счет. Грамматически правильная речь. Рисование. Самостоятельные занятия с игрушкой. * * * ПЯТЫЙ ГОД. Чтение, письмо. К 5 годам ребенок должен уметь прочесть простые слова, написать их печатными буквами. Полчаса обязательной работы. Элементарное самообслуживание. Стимулировать самостоятельные занятия. * * * ШЕСТОЙ ГОД. Техника чтения. Отлично, если к 6 годам ребенок будет читать для своего удовольствия (к сожалению, такое удается редко). Самостоятельные занятия: рисование, куклы, простые наборы для конструирования. Письмо. Арифметика. * * * Понятно, что это лишь грубая схема. Сроки можно немного сдвинуть, но главные пункты обучения крайне важны: речь, счет, чтение, рисование, умение заниматься самостоятельно в одиночестве. Результаты проверяются по сумме сведений и навыков, а так же по развитию воли. Успехи обязательны. Они, помимо всего прочего, источник положительных эмоций для ребенка. Не буду говорить о специальных вопросах воспитания, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Подчеркну лишь уже сказанное: раннее развитие интеллекта обучением облегчает решение сугубо воспитательных задач; умный ребенок легче усваивает нормы поведения. К сожалению, он рано начинает понимать и недостатки воспитателей. Поэтому важно включать в программу хорошие книги и хорошие кинофильмы. * * * Естественно, возникает масса вопросов, возражений. Вот главные. «Как быть с телевизором?» Воздерживаться. Нет ничего проще: включил, и вроде бы никаких забот — ребенок и молчит, и информацию получает. Изучено: неэффективно. Поэтому ограничиваться детскими передачами. «Где взять время?» Можно найти и должно. Надо запомнить: воспитание — не просто серьезная работа, это очень важное дело. Для самого малыша, для родителей, для общества, для нашего будущего. Проблема облегчается тем, что в наших семьях обычно по 1-2 ребенка на 3-4 взрослых. Возраст старости удлинился, есть бабушки, дедушки, не говоря уж о воспитателях в детских садах и яслях. «Не умеем». Да, это не просто. Но доступно в принципе всем. Нужно учиться. Для обучения родителей есть много каналов: телевидение, радио, книги. Поначалу физически трудно разговаривать с ребенком 2-3 часа: иссякают темы, устаешь придумывать. Выход? Читать детские книги, это много легче. Кроме того, в них есть мораль, воспитательный материал. Я не призываю к тому, чтобы родители бросились учить всех 3-летних малышей грамоте, таблице умножения и т. п. Но одно не вызывает сомнений: нельзя жалеть время на разговоры. Не только отвечать на всевозможные «почему», но и самим активно руководить беседой. И (осторожно!) показывать буквы, слоги, потом читать. Надо сказать, редкие дети охотно берутся за чтение: вначале оно связано с большим напряжением внимания. Следует проявить некоторую настойчивость, но ни в коем случае не чрезмерную, иначе может появиться отвращение к учению. Дозировать настойчивость следует в зависимости от степени усвоения. Николай АМОСОВ. УЧИТЬ С КОЛЫБЕЛИ!


каковы возможности воспитанников-учеников,поэтому ограничиваться детскими передачами,легче усваивает нормы поведения,каковы возможности воспитателей-учителей,следует проявить некоторую настойчивость,поначалу физически трудно разговаривать,редкие дети охотно берутся,оптимальное соотношение порции нового,умного ребенка легче воспитать,основы интеллекта закладываются

Вам также может понравиться...