Первые недели существования ребенка — это вход в определенный режим, время начала новой жизни семьи.Физические упражнения нужны всем, даже новорожденным. Но не все знают, что есть специальные упражнения для детей первого года жизни. И родители заранее должны им обучиться. Поначалу упражнения нужно выполнять под контролем специалиста. Гимнастика должна начинаться с первых дней жизни (не позднее 1-1,5 месяцев). В противном случае можно нанести вред здоровью малыша. С чего и когда надо начинать зарядку? Находясь еще в родильном доме (при условии, что вы с малышом в одной палате), можно и нужно начинать устанавливать контакт с младенцем. Основные упражнения (базу для которых составляют упражнения, описанные в книге И. Мюллера «Моя система для детей») следует начинать делать дома, после вызова специалиста и обсуждения с ним комплекса конкретно для вашего ребенка. А пока это могут быть массаж, прикосновения и легкие упражнения для расслабления и напряжения различных групп мышц, нормализации работы пищеварительных органов, что очень важно в первые месяцы жизни. Несколько важных правил Малыш просыпается совсем не для того, чтобы вы сделали с ним гимнастику, а чтобы поесть. Поэтому сначала его нужно накормить и через 15-20 минут можно начинать заниматься. В эти 15-20 минут ребенка не стоит класть на спину, наоборот, необходимо подержать вертикально, чтобы вышел воздух, который мог попасть вместе с молоком. После 3-4 месяцев можно будет делать зарядку и до кормления. При выполнении упражнений с малышом нужно находиться в хорошем настроении. Ничего не надо бояться! Ваша уверенность обязательно передастся малышу. Продолжительность занятий зависит от настроения ребенка и ваших физических возможностей. Как правило, для новорожденных детей — это несколько минут, а к 3-м месяцам — 20-30 минут и более. Ваша одежда должна быть спортивной. Малыш дома может заниматься голеньким, а на открытом воздухе — в зависимости от погоды. Никогда не занимайтесь «через силу» и напоказ. Не стремитесь к спортивным результатам, в этом случае возможны травмы, перегрузка, стресс. Если вы чувствуете, что ребенку что-то не нравится, он беспокоится и испытывает страх, особенно при первых попытках проделать с ним упражнения, всегда надо успокоить его. Занятия должны быть веселой игрой, желательно под музыку. Помните: чем больше малыш двигается в первый год жизни, тем более выносливым, активным и умным он будет в дальнейшем! Итак, начнем. Ребенка надо положить в удобную для него и для вас позу и начать поглаживать, прикасаться к нему, легкими движениями пальцев рук помассировать тельце, ручки, ножки. Ему это должно быть приятно. В этот момент ребенок узнает ваши руки, фиксирует и запоминает ваше отношение к нему. Хорошо, если этим займется папа младенца. Далее, положив малыша на спинку, на приготовленное заранее место (на пеленальный столик или на жесткую кровать), проделайте несколько упражнений. Закаливание Есть разные методики закаливания. Но одно запомните твердо: грудного ребенка нельзя мыть под краном! Подмывать — можно. И нельзя обливать из душа! При этом происходит раздражение нервных окончаний на коже, что приводит к неврозам и стрессам, расстройству нервной системы. Не надо охлаждать воду для плавания до 30-28°С. Температура воды должна быть такой, чтобы малышу было приятно, а это, как правило, 33-35°С. Лучше не снижать исходную температуру воды, когда ребенок в нее погружен, а увеличивать время пребывания малыша в воде до 20-30 минут и более по мере роста ребенка. При этом температура воды в ванной снижается на 2-3 градуса. В какой ванне купать малыша? Конечно же, в большой. Маленькая ванна для плавания не годится. В ней ни развернуться, ни повернуться. А «взрослая» ванна для маленького человечка — целый бассейн, где можно с комфортом и пользой для здоровья провести время. А как его купать? Давайте разбираться. Главное — малышу должно быть комфортно. Когда ребенок плавает на спине, одна рука мамы или папы поддерживает его голову, вторая — страхует тельце. При этом в воде совершаются плавательные движения «восьмеркой». Волосистая часть головы и ушки находятся в воде. Не бойтесь этого! Дети, которые плавают и ныряют, как правило, не страдают «ушными» заболеваниями. Когда малыш плавает на животике, правой рукой мама или папа поддерживает его за подбородок, при этом под подбородком находится безымянный палец, а на подбородке средний. Средний палец страховочный, он «следит», чтобы вода не попала малышу в рот. Вторая же рука, левая, за затылок поддерживает ребенка. Плавание осуществляется так же, как и на спинке, — «восьмеркой». Очень хорошо, если вы решили научить нырять малыша. Это осуществляется в две ступени, с интервалом в две-три недели. Не надо думать, что в два месяца ребенок поплывет. Это невозможно. У него нет потребности в этом ни физической, ни психологической. Как правило, осознанно дети начинают плавать и нырять после трех лет. А к четырем годам чувствуют себя в воде как рыбы. У них нет страха перед водой — и это самое главное! И спешить никуда не надо. Не надо по сто раз в день окунать младенца под воду, не надо доводить его до истерик. Все нужно делать не спеша и радостно. Сразу погружать малыша под воду не следует. Сначала надо выработать рефлекс задержки дыхания. Когда малыш плывет на животике, полейте водой на лобик ребенка, чтобы вода попала на лицо. Перед этим обязательно предупредите: «Ныряем!» — он же не знает, что вы собираетесь делать. Плавать желательно 2 раза в день: утром и вечером. И таких обливаний в одно купание надо делать 5-10 раз, только обязательно учитывая реакцию ребенка: ему должно быть в воде комфортно. А через 2-3 недели проводятся первые погружения под воду. Можно точно так же предупреждать малыша («ныряем!»), а можно перед погружением нежно дунуть ему на лицо и тотчас опустить его под воду. Надо ли обливать ребенка холодной или ледяной водой после купания? Специально это делать совсем не обязательно. Лучше облить малыша среди дня или утром, обязательно перед этим его надо разогреть, проделать массаж или зарядку. Температура воды в первое время может быть прохладная, а не холодная. Это не значит, что все зря и ваш малыш не получит закаливания. Если вы это будете делать регулярно, постепенно снижая температуру до холодной, ваш малыш не будет болеть. Обливать надо из ковшика. Перед тем как это делать, погрузите ножки ребенка в воду, которой вы собираетесь облить малыша, а затем, не медля, выливайте воду на него, причем с головой, стараясь, чтобы как можно больший поток воды попал на тельце. Как правило, после этой процедуры происходит самопроизвольное мочеиспускание. Вместе с этим — разрядка нервной системы и выплеск эмоций, то есть малыш кричит, правда, очень быстро потом успокаивается. Это не страшно. Попробуйте себя облить холодной водой, согласитесь, кричать хочется, но мы, взрослые, сдерживаем свои эмоции, а грудной младенец не способен себя контролировать. Другой метод закаливания — более мягкий. Делаем холодное пятно в теплой воде в последние 3-5 минут купания. То есть из крана течет холодная вода в ванну, она не должна попадать на ребенка, малыш проплывает из теплой воды в прохладную и холодную, чувствуя контраст и тренируя свои сосуды и терморегуляцию. После плавания или обливания заверните малыша в мягкое полотенце. Одевать его лучше в комнате. На голову чепчик или косынку одевать не надо. Слышим, видим, осязаем Говорят, что глаза — это зеркало души. А у новорожденных — это два окна в его мозг. Как же младенец узнает лицо своей мамы или своего папы? В первые 5 недель малыш различает только контрастные участки лица — волосы, контуры лица, подбородок, шею и т. д. Но с 7 недель он ищет глаза. Узнавая лица родителей, он познает окружающий мир. И в то же время учится предугадывать будущие события. Это доказал Маршал Хэйт, детский психолог. Он утверждает, что младенцы понимают, что такое последовательность событий, умеют собирать информацию, а значит, учиться. Ни в коем случае нельзя использовать погремушки для успокаивания малыша. Треск и шум могут довести ребенка до глухоты. И вообще, чрезмерный шум возбуждает нервную систему человека, делает его нервозным, невнимательным, рассредоточенным. Погремушками можно играть только в спокойном состоянии. Они должны иметь негромкое мелодичное звучание, а звук доставлять удовольствие. С первых дней жизни начинайте развивать слух ребенка. Уже доказано, что младенец реагирует на музыку, которую он слушал внутриутробно. Поэтому очень важно стимулировать и развивать слух младенца. С 7-8 недели ребенок поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. С этого времени очень хорошо использовать вертушку с яркими звучащими игрушками, которая закрепляется над кроваткой малыша. Ежедневный туалет Каждый день надо осматривать кожу ребенка. Не кутайте и не перегревайте малыша — при этом часто возникает потница — мелкие точечные высыпания. Если такое произошло, то не надо смазывать эти прыщики вазелиновым или каким-нибудь другим маслом или кремом, лучше всего сделать воздушную ванну или искупать в воде с добавлением слабого раствора марганцовки (светло-розового цвета) или травы чистотела. Раствор марганцовки обязательно должен быть свежеприготовленный, так как марганец быстро разлагается, и процеженный через 2-3 слоя марли (если кристаллы марганца попадут на кожу, будет ожог). При обширной потнице рекомендуется УФО (ультрафиолетовое облучение) или солнышко в теплое время года. Не бойтесь солнца, только использовать его надо с умом. Солнце — это здоровье, это лучшая профилактика рахита. На открытое солнце можно выносить ребенка утром до 11 часов и вечером после 16-ти, когда оно не очень активно, сначала на 1-2 минуты и постепенно увеличивая время. Есть еще одно средство профилактики потницы: после подмывания, которое лучше проводить после каждого туалета, вместо вытирания ваткой или салфеткой используйте фен. Теплый поток воздуха быстро высушит все складочки. Кожа всегда будет чистой. Дети очень любят такую процедуру. И полезно и приятно! Часто причиной появления опрелостей, сыпи на туловище и лице детей, находящихся на грудном вскармливании, становится нарушение диеты матерью. Внимательно проанализируйте свое питание за прошедшие 3 дня, не использовали ли вы какие-либо продукты, деликатесы (колбасы, сосиски, шоколад, консервы, цитрусовые, бульоны) даже в незначительных количествах или же обычные продукты (например, молоко) в избыточных количествах. Специально промывать и прочищать нос, уши, глаза не надо. А умывание заменяется двухразовым купанием в день — плаванием и нырянием. Мыло для новорожденного ребенка лучше не использовать. Подмывать малыша нужно спереди назад, крепко и удобно держа его при этом. Вода для подмывания должна быть комнатной температуры — это один из методов закаливания. Кремы и присыпки нужно использовать только при необходимости, для профилактики их применять не рекомендуется. Следите за ногтями, их стричь нужно каждые два-три дня, обрабатывая после пилочкой. А вот закрывать руки, одевая рубашечки с закрытыми рукавами, ни в коем случае нельзя, так как таким образом вы лишаете ребенка практики осязания. Как правило, все младенцы зажимают в кулак большой палец. С самого рождения ежедневно не менее 4-6 раз в день необходимо заниматься ручками малыша, пытаясь как можно быстрее разогнуть большие пальцы. Гимнастика для пальцев очень важна. Чем больше ребенок двигает пальчиками, тем быстрее он заговорит, ведь все взаимосвязано, особенно речь и мелкая моторика. Помимо этого, пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Массировать надо, начиная с кончика каждого пальца, от периферии к центру. Массируя, не забывайте говорить вслух, как каждый палец называется. И еще не забывайте массировать ладошку. Таким образом ребенок очень быстро сможет разомкнуть пальцы, и его рука начнет действовать и захватывать предметы правильно. Как правило, это происходит к 2,5 месяцам.
становится нарушение диеты матерью,нормализации работы пищеварительных органов,выработать рефлекс задержки дыхания,умывание заменяется двухразовым купанием,учится предугадывать будущие события,напряжения различных групп мышц,добавлением слабого раствора марганцовки,быстро сможет разомкнуть пальцы,больший поток воды попал,происходит раздражение нервных окончаний