Окончание первого полугодия жизни ребенка — это своего рода переходный период: прорезывание зубов, подготовка к «вертикализации», т. е. умению садиться и вставать. В первый год жизни психическое развитие зависит от физического, от «опыта», накопленного в результате контакта с окружающей средой. Грудной ребенок не может абстрактно мыслить. Он должен сперва «физически» познакомиться с игрушкой — так малыш накапливает сведения. Многочисленные прямые контакты его тела с окружающими предметами, постоянное использование всех своих органов чувств, воспоминания о прошлых опытах на первый взгляд не имеют значения. Однако в действительности они обогащают жизненный опыт ребенка, который является основой его психического развития. Вес тела. В течение 6-го месяца ребенок увеличивает свой вес приблизительно на 500 гр., соответственно на 125 гр. в неделю. Несмотря на то, что отклонения могут быть существенными (плюс/минус 100 гр.), это не должно являться причиной для беспокойства. Зубы. Задолго до прорезывания зубов у малыша обычно усиливается выделение слюны, припухают десны. Следите, чтобы подбородок ребенка и шейные складки не были постоянно влажными — под руками у вас всегда должна быть чистая мягкая салфетка для вытирания слюны. Очень важно в этот период особенно тщательно, несколько раз в день мыть игрушки с мылом и ополаскивать их кипяченой водой — ведь ребенок не просто берет их в рот, а активно трет ими десны, и грязная игрушка может стать причиной такого неприятного заболевания, как стоматит. Обычно у малыша на 6-м месяце сначала прорезываются 2 нижних или 2 верхних центральных резца, поодиночке, с интервалом 5-6 дней, а иногда и оба сразу. Следует сказать, что сроки прорезывания зубов у здоровых детей могут быть разными, обычно это связано с влиянием наследственных факторов. Но есть состояния, при которых прорезывание зубов задерживается значительно — прежде всего, это рахит и некоторые другие заболевания. Поэтому, если у ребенка до 8 месяцев не прорезались первые зубы, обратитесь к врачу. Процесс прорезывания зубов у большинства детей несколько нарушает их состояние и самочувствие. У многих малышей за 3-4 дня до этого события может участиться стул, снизиться аппетит. Ребенок становится капризным, хуже спит, трется лицом о подушку, о мамино плечо. Может даже несколько повыситься температура. В этот период родители должны быть очень внимательны — ведь с прорезыванием зубов, поскольку сопротивляемость организма снижена, может совпасть и какое-то заболевание. Если температура выше 37,5 градусов или у ребенка рвота, понос, возбуждение или вялость, нужно вызывать врача. Цвет глаз. В возрасте 6-8 месяцев цвет глаз окончательно определяется. Общая подвижность Лежа на спине. Ребенок свободно может сам поворачиваться со спины на живот в обе стороны, но предпочитает одну из них. Хватает ноги, щупает свое тело, изучая его. Протягивает руки вперед и поднимает голову. Иногда упирается головой и пятками в кроватку и поднимает туловище и живот с изгибанием позвоночника. Движения отличаются большей координацией. Теперь ребенок уже не желает лежать на спине. Он пробует повернуться на один или на другой бок, любит двигаться, бесконечно сучить ножками, как бы работая педалями велосипеда, лепечет. Движения нижних конечностей имеют широкую амплитуду; ребенок сильно ударяет ножками, останавливается порой на минуту и смотрит на окружающих, как бы требуя их внимания, затем возобновляет движения. Лежа на животе. В этом положении ребенок хорошо поднимает голову. Отмечается расслабление туловища. Когда он лежит спокойно на животе, бедра прилегают к плоскости кроватки. Теперь ребенок поворачивается иногда с живота на спину, реже сразу всем телом, а больше при помощи вращения. Он уже опирается на любую часть верхних конечностей, сгибает спину, поднимает голову вверх и крутит ею во все стороны, чтобы увидеть, что происходит вокруг него. Если его укладывают на твердую плоскость (манеж, стол), он пробует передвигаться: отталкивается ногами, одновременно поднимает и опускает голову, пробуя ползти. Положение сидя. Между 5 и 6 месяцами значительная часть грудных детей может сидеть недолго, им необходимо некоторое время, чтобы научиться хорошо сидеть без посторонней поддержки. Очень хорошо развитые дети могут сидеть 3-10 минут, не уставая. Научившегося сидеть самостоятельно ребенка, если это ему доставляет удовольствие, мать может ежедневно усаживать на 15-30 минут на специальный стул для грудных детей. Это ему нравится, так как он может пользоваться обеими руками для игры. Если мать поддерживает ребенка под мышки, он опирается сначала неуверенно на кончики пальцев, затем, к 6 месяцам, опирается несколько лучше на расставленные ноги, но все еще с согнутыми коленями (слегка и неодинаково), все тело находится в симметричном положении (голова на той же оси, что и остальное тело). Это не означает, что ребенок вскоре уже начнет ходить. Сначала ему надо научиться сидеть (долго и уверенно) и привыкнуть держать тело прямо, перед тем как попробовать стать на свои неокрепшие ножки. Тонкая подвижность Хватание руками становится все более ловким. Ребенок пользуется всей рукой как черпалкой, всей ладонью, но постепенно с частичным противостоянием большого пальца. Если ему дают в руки игрушку, он ее долго держит, энергично трясет, громко смеясь. Хорошо хватает кольцо рукой. Вначале открывает поочередно пальцы, как бы ловя на расстоянии, делает сосательные движения, словно пробуя игрушку на вкус, трясет руками. Если ему дают в руку кубик, он держит его между ладонью и кончиками пальцев; к концу 6-го месяца и началу 7-го хватание становится ладонным; ребенок держит кубик в ладони с закрытыми на нем пальцами; он может схватывать по игрушке или кубику в каждую руку, а если они гремят, он ударяет их друг от друга. Он начинает участвовать всем телом в хватании игрушки, сначала приковывает к ней взгляд, затем тянется к ней. Если ребенка укладывают на живот и кладут перед ним какой-нибудь блестящий предмет на малом расстоянии от руки, он пробует передвигаться, подтягивается немного на животе и после ряда безуспешных попыток ему удается схватить желаемый предмет. После этого успеха он начинает суетиться, ликовать, с силой колотит в решетку кроватки или манежа, издает победные крики, зовет мать «на своем языке», чтобы продемонстрировать ей ценную «победу». Сначала он крепко сжимает игрушку, но не умеет ее выпускать (только к 10 месяцам ему удается такое достижение). Все же, так как усилие сжатия ослабевает, игрушка выпадает у него из рук. Тогда он начинает плакать от разочарования и возобновляет свои попытки. Нейро-психомоторное развитие В этом месяце, вследствие потребности накопления знаний, ребенок подвергается риску несчастных случаев интоксикаций. Рот становится органом исследования; что попадается под руку, ребенок подносит ко рту. Семья обязана принимать все меры предосторожности, чтобы охранять ребенка от опасностей. Малыша невозможно научить не трогать всего, что находится поблизости. Он еще слишком мал, чтобы понимать запреты. Поэтому проще держать опасные предметы (иглы, шарики, зерна, горячий утюг, пуговицы) или вредные вещества (моющие средства, инсектициды, косметика, спиртные напитки, лекарства) на расстоянии от детей. Если грудного ребенка усаживают на пол, ему хочется подняться на ноги и он ухватывается за любой находящийся поблизости предмет. Когда это юбка матери, действие не опасно, но если он хватается за край скатерти, на которой находится посуда и горячая еда: Если в первые несколько месяцев развитие ребенка требует изобретательности, то развитие малыша, достигшего полугодовой отметки, требует изощренности. Теперь ребенок готов играть активную роль в обучающем процессе и координировать свои чувства — видеть то, что он трогает, смотреть в ту сторону, откуда доносится звук, пробовать на вкус то, что он потрогал. Навыки основной моторики. Лучший способ помочь ребенку развить навыки основной моторики и координацию движений, необходимую для того, чтобы садиться, ползать, бросать мячик и ездить на трехколесном велосипеде, — это предоставлять ему побольше возможностей для их развития. Старайтесь почаще менять позиции и местоположение вашего ребенка: переворачивайте его с живота на спинку, из положения сидя — на живот, переносите из кроватки на пол, чтобы предоставить ему шанс практиковаться во всем разнообразии двигательной активности. Как только ваш ребенок будет готов, он может выполнять следующие упражнения: — стоять у вас на коленях и прыгать; — пытаться сесть; — сидеть в «позе лягушки»; — сидеть прямо, при необходимости опираясь на подушки; — пытаться встать, держась за ваши пальцы; — пытаться стоять в кроватке или манеже; — отрывать от пола живот, вставая на все четыре конечности. Навыки малой моторики. Развитие ловкости детских пальцев и ладоней в конце концов приводит к освоению многих важных навыков, таких, как владение ложкой, рисование, чистка зубов, завязывание шнурков, застегивание пуговиц, поворачивание ключа в замке и т. д. Ловкость рук развивается быстрее, если ребенок имеет больше возможностей ими пользоваться. Помочь развитию навыков малой моторики могут простые кубики из дерева, пластика; мягкие куклы и игрушки, изображающие животных; настоящие или игрушечные предметы домашнего обихода: телефоны (без шнура), ложки, мерные чашки, бумажные стаканчики, пустые коробки; мячики, различные по форме и текстуре, которые можно брать в руки и сжимать; они доставляют особую радость, как только ребенок научится садиться на них сверху и катать по полу. Питание В возрасте 5-6 месяцев в питание ребенка обычно вводят творог, который вы получите на молочно-раздаточном пункте (ослабленным детям по рекомендации врача творог иногда ничнают давать раньше). Этот полезный продукт вводят постепенно, с 1/4 чайной ложки, растирая его с молочной смесью, кефиром, или смешивая с кашей, фруктами. Кормят ребенка по-прежнему 5 раз в день, меню его примерно такое: в 6 часов — 200 гр. грудного молока, молочной смеси или кефира, в 10 часов — «завтрак» — 150 гр. 10%-й каши и 40-50 гр. фруктового пюре или тертого яблока, в 14 часов — «обед» — 180-200 гр. овощного пюре и 40-50 гр. сока, в 18 часов — вновь грудное молоко (у искусственников — смесь) и 3-5 ложек творога, протертого со смесью или с фруктово-ягодным пюре, и на ночь — в 22 часа или в 22:30 — грудное молоко или смесь. К шести месяцам ребенок должен также уметь хорошо есть густую пищу с ложки и придерживать руками бутылочку, из которой его кормят. Гимнастика На шестом месяце обязательны упражнения, развивающие мышцы спины, рук, ног, готовящие малыша к ползанию и ходьбе. Стимулировать ползание можно, положив перед ребенком, лежащим на животе, игрушку и слегка подталкивая ребенка к ней, помогая встать на четвереньки. Не огорчайтесь, если в конце шестого месяца ваш ребенок еще не умеет самостоятельно садиться — многие дети вначале овладевают умением вставать из коленно-локтевого положения, а уже затем — самостоятельно садятся. Общение Середина первого года — прекрасное время для развития навыков общения: малыш улыбается, смеется, визжит, он готов разделить свое дружелюбие со всеми окружающими. Учите его простым формам приветствия и другим основам поведения в обществе, например, махать рукой на прощание, посылать воздушный поцелуй и выражать благодарность. У ребенка начинает пробуждаться понимание. Имена (мамы, папы, сестер и братьев) распознаются первыми, следом за ними простые слова (например, «нет», «бутылочка», «пока»), а вскоре и простые, часто повторяемые в его присутствии выражения («Ты хочешь кушать?»). Эти рецептивные языковые навыки (понимание того, что вы сказали) приходят раньше, чем умение говорить. Ребенок уже делает первые шаги, учась решать простейшие проблемы, наблюдая и запоминая. И вы можете ему в этом помочь. Играйте с ребенком в игры, стимулирующие интеллектуальное развитие, которые помогут ребенку наблюдать причинно-следственные связи (наполняйте чашку водой из-под крана и позволяйте ребенку ее переворачивать), объясняют эффект исчезновения предметов (прикройте одеялом любимую игрушку, а затем позвольте ребенку ее поискать или поиграйте в «ку-ку»). Продолжайте совершенствовать слуховое восприятие ребенка. Когда над головой пролетает самолет или по улице мчится пожарная машина с включенной сиреной, указывайте на них ребенку: «А где самолет?» или «Ты слышишь пожарную машину?», тем самым помогая ему приобщаться к миру звуков. Выделяя и повторяя ключевые слова, вы в то же время учите его их узнавать. Поощряйте любопытство! Если ваш ребенок хочет использовать игрушку необычным способом, не мешайте ему в этом. Предоставьте малышу возможность для экспериментов и исследований — пусть это будет выдергивание травы на газоне или выжимание губки в ванне. Собственный опыт учит ребенка гораздо лучше, чем ваши слова. Пусть малыш манипулирует игрушками, например извлекает звуки из «пищалок». Разнообразные движения рук способствуют дальнейшему познанию мира, стимулируют развитие активной речи. К концу 6-го месяца малыш подолгу повторяет отдельные слоги — «ба-ба-ба», «ля-ля-ля», «ма-ма-ма». Играя с ребенком, используйте этот его «словарный запас». Сосредоточив внимание малыша на своем лице, губах, спокойным ласковым голосом повторяйте доступные ему слоги, чередуя их с известными детскими стишками. Обычно на это малыш отвечает активным лепетом. Лепечут дети примерно одного и того же возраста во всем мире, и их лепет можно было бы назвать общим младенческим языком, если бы не один эксперимент парижских лингвистов. Они записали на магнитофон лепет детей из французских и китайских семей. При прослушивании этих записей французы в 75% случаев правильно определили французских, а китайцы — китайских детей. Выходит, что в этом лепете уже есть какие-то признаки родного языка. ВОПРОС-ОТВЕТ На вопросы наших читателей дает ответы Ольга Кошова, врач-неонатолог. — Надо ли, чтобы шестимесячный ребенок уже был отучен от памперсов? — Если вы не делали этого раньше, то обязательно начните вырабатывать у ребенка навыки опрятности. Если он проснулся сухим, подержите его над горшком, поощряя соответствующими звуками и за успех похвалите. Если попытка не удалась, не говорите с малышом сердитым тоном, чтобы не вызвать негативного отношения к процедуре. Ведь детей, преимущественно воспитываемых в памперсах, приучать к опрятности сложнее — многие из них очень долго не просятся на горшок. — Во время беременности у меня был понижен гемоглобин. На что нужно обратить внимание сейчас? — На шестом месяце жизни у детишек, родившихся у мам со снижением гемоглобина, возможно развитие железодефицитной анемии (сейчас таких мам особенно много, так как питание населения недоброкачественное). Поэтому поинтересуйтесь у врача, не пора ли сделать ребенку анализ крови — это поможет своевременно ликвидировать дефицит железа, повысить сопротивляемость организма, предупредить наслоение инфекционных заболеваний. — Как определить, гармонично ли развит мой малыш? — К шестому месяцу — еще одному знаменательному рубежу в жизни ребенка — масса его тела увеличивается вдвое по сравнению с первоначальной, а вырастает он в общей сложности на 14-17 сантиметров. Если хотите проверить гармоничность его сложения, измерьте ширину плеч — в идеале она должна составлять 1/4 длины тела.
началу хватание становится ладонным,движения отличаются большей координацией,старайтесь почаще менять позиции,частичным противостоянием большого пальца,объясняют эффект исчезновения предметов,учась решать простейшие проблемы,назвать общим младенческим языком,вследствие потребности накопления знаний,предупредить наслоение инфекционных заболеваний,вначале открывает поочередно пальцы