М аленькие дети обладают феноменальной способностью запоминать. Помогите им сохранить этот природный дар. Мама двухлетнего мальчишки рассказывает с удивлением: «Читаем с сынишкой на ночь сказку. Вдруг меня что-то отвлекает, и я откладываю книгу в сторону. Сын говорит: «Ну, теперь я сам почитаю». Открывает книгу на другой странице и начинает… на самом деле читать! Я не верю своим ушам. Научился? Сам? Может, он у нас гений? Ведь не мог же он запомнить целую страницу текста». На самом деле мальчик действительно запомнил все. Мало того, он помнил, что написано на каждой странице. Ведь книжка детская, с картинками, — они-то и помогали ему «читать» правильный текст. Запоминаем все! Практически любой малыш, научившийся говорить, поражает взрослых своей прекрасной памятью. Кажется, он как магнитофон, записывают на свою пленочку все, что слышит, и как профессиональная видеокамера запечатлевает все, что видит. Вы наверняка замечали, что ваш ребенок молниеносно запоминает новые слова, стихи или песенки, быстро вспоминает, где оставил свою игрушку, иногда легко находит вещь, которую вся семья ищет уже целую неделю. А уж мамино обещание пойти в парк или купить мороженое будет помнить до тех пор, пока оно не будет выполнено! Но ребенок еще не умеет по собственному желанию пользоваться богатством своей памяти. Информация, которая запоминается сама по себе, без усилий со стороны малыша, также, без усилий, но абсолютно непроизвольно им воспроизводится. Для того чтобы малыш научился извлекать знания по собственному желанию, еще не настало время. Мозг созреет для этой трудной работы годам к семи. Но вот печальный парадокс: научившись запоминать и извлекать информацию по собственному желанию (то есть овладев секретом произвольной памяти), многие дети теряют волшебную способность запоминать все подряд без усилий и мук. Игра-тренировка Как помочь своему ребенку сохранить легкость непроизвольной памяти и одновременно овладеть секретами памяти осознанной? Конечно, вы читаете малышу много детских книжек. Поиграйте в игру «Кто быстрее вспомнит любимую историю». Сначала сами перескажите ее, а потом пусть ребенок предложит свой вариант. Турнир можно устроить и между двумя детьми. Читая вместе книжки, время от времени останавливайтесь и задавайте малышу вопросы о том, что вы уже прочитали. Это тоже надо делать играючи: «Что-то я забыла, как Тигр появился в лесу. Ты случайно не помнишь?» То же самое можно делать, и когда малыш смотрит мультфильмы. Правда, пересказать мультфильм некоторым детям будет труднее, чем текст книжки, — ведь придется переводить зрительные образы в слова. Не забывайте спрашивать, как выглядели герои мультфильма, как они были одеты, что говорили. Побольше разговаривайте со своим ребенком об увиденном и услышанном. Предметом обсуждения может стать все что угодно — от прожитого в детском саду дня до похода в театр или цирк. Сыграйте в игру «Придумай историю». Возьмите три картинки из детского лото или три открытки и предложите ребенку придумать рассказ по этим картинкам. С течением времени количество картинок можно увеличивать. Попробуйте вместе рисовать комиксы. Весь фокус в том, что вы рассказываете историю и тут же рисуете картинки. Ребенок учится связывать словесную информацию со зрительным образом. Играйте в игру «Кто лучше услышит?» Для этого придется записать на магнитофон разные бытовые и природные шумы: скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки, звук льющейся из крана воды… А потом, включая запись, старайтесь вместе с ребенком угадать, что это за шум. Заодно можно спрашивать его, какую картинку он представляет, когда слышит тот или иной звук. Начните с простых звуков: например, с голосов домашних животных. Хорошо развивают память игры, в которых нужно сложить фигуру по образцу. Это всевозможные мозаики, пазлы и конструкторы. То же самое касается разных лото и других настольных игр, где нужно что-то запоминать. Где живет ладья? Известно, что шахматные игры хорошо развивают память. Даже если малышу всего два-три года, вы можете начать с самых простых игр. Возьмите шахматную доску и поставьте на нее две фигуры, например, коня и ладью. Предложите ребенку внимательно посмотреть, где именно поселились фигурки. А потом скажите: «И вот конь и ладья отправились во дворец к шахматному королю». В это время уберите фигурки с поля, а через минуту скажите: «Но пришло время возвращаться, а они — вот ужас! — забыли, где находятся их дома. И я не помню, где они живут». Редкий ребенок удержится от соблазна помочь шахматам найти их дом. Так же можно играть, используя три фигуры. Считается, что если ребенок способен по памяти расставить пять фигур на поле, то он почти гений. Секретный шифр Известно, что у малышей прекрасно развита образная память, но в будущем, при подготовке к школе, им уже потребуется владение логической, смысловой памятью. Время от времени предлагайте детям игры, где запоминание тренируется через образы. Например, приучайте малыша запоминать стихи и тексты, пользуясь пиктограммами, то есть условными значками, обозначающими то или иное слово. Предложите ребенку запомнить несколько слов с помощью рисунка- подсказки. Например, чтобы запомнить слово «шофер», можно нарисовать руль или колесо, а вспомнить слово «обед» вам поможет изображение тарелки или ложки. sweetmama «Мой ребенок»
пересказать мультфильм некоторым детям,овладев секретом произвольной памяти,предложите ребенку придумать рассказ,учится связывать словесную информацию,быстрее вспомнит любимую историю,молниеносно запоминает новые слова,запомнить целую страницу текста,самое касается разных лото,придется переводить зрительные образы,собственному желанию пользоваться богатством