Мнения психологов о влиянии детского сада на детей довольно противоречивы. Согласно некоторым подходам, ежедневное разлучение с родителями и последующее «воссоединение» семьи порождает у ребенка высокий уровень тревоги. Психологи данного направления считают, что посещение детского сада может породить чрезмерную привязанность ребенка к родителям… Типичная молодая семья в нашей стране, как правило, не задается вопросом: отдавать или не отдавать ребенка в детский сад? Если оба родителя работают и не могут рассчитывать на полномасштабную помощь бабушек, то альтернативы детскому саду просто нет. Чаще всего родители озабочены тем, чтобы устроить свое чадо в приличный садик. Именно поэтому до последнего времени в начальных классах школы «садовские» дети считались более адаптированными к учебе, чем «домашние». Они просто составляли подавляющее большинство. Мнения психологов о влиянии детского сада на детей довольно противоречивы. Так, например, согласно некоторым подходам ежедневное разлучение с родителями и последующее «воссоединение» семьи порождает у ребенка высокий уровень тревоги. Психологи данного направления считают, что посещение детского сада может породить чрезмерную компенсаторную привязанность ребенка к родителям. Напротив, другие исследователи утверждают, что между «домашними» и «садовскими» детьми нет существенных различий в психическом статусе. Проблема влияния детского сада на психику ребенка исключительно сложна. Многое зависит от наличия разумных альтернатив пребыванию ребенка в детском саду, социоэкономического статуса семьи, отношения родителей к своей работе, обстановки в детском саду, и других факторов. К сожалению, мы не располагаем данными исследований, которые принимали бы во внимание все перечисленные параметры. Как бы там ни было, реальность состоит в том, что пребывание ребенка в детском саду является широко распространенным явлением не только у нас, но и в высокоразвитых странах. Женщины все чаще не желают отказываться от профессиональной карьеры даже в тех случаях, когда речь не идет о чисто финансовой необходимости. Разумеется, в этом случае гораздо разумнее отдать ребенка, не достигшего шестилетнего возраста, в детский сад, чем оставлять его дома в одиночестве или на попечении престарелого или больного члена семьи. Ниже мы попробуем, основываясь на исследованиях западных психологов, ответить на вопрос: каким должен быть «идеальный детский сад», в максимальной степени отвечающий задачам нормального полноценного развития личности ребенка? В какой степени реальное положение с детскими учреждениями в нашей стране расходится с «идеалом» читатель без труда увидит сам. Мы рассмотрим три основных параметра : 1. Физическое окружение 2. Требования к персоналу 3. Цели или «идеология» детского сада. Физическое окружение Ребенок, проводящий в детском саду 5-9 часов ежедневно в течение пяти дней недели, нуждается в обстановке, которая удовлетворяла бы широкий спектр его потребностей. Желательно, в частности, чтобы эта обстановка была максимально приближена к той, с которой он сталкивается дома. Если это типично городской ребенок, привыкший видеть из окна своей комнаты здания, деревья на улице, двор с играющими в нем детьми, он будет чувствовать себя гораздо комфортнее в детском саду, наблюдая из окна примерно тот же вид, а не автомобильную стоянку или скоростное шоссе. Стабильность окружения дает ребенку раннего возраста ощущение уверенности и спокойствия. Развитие его «Я» требует привычности и предсказуемости как в сигналах физического окружения, так и в межличностных отношениях. Физическая обстановка детского сада должна отвечать стремлению ребенка к автономии и активности. Следует обеспечить возможность самостоятельного выполнения ребенком элементарных повседневных действий. Расположенные в пределах досягаемости для ребенка вешалки, выключатели, книжные полки, оборудование в туалетах и т.п. служат этим целям. Если же помещение детского сада не приспособлено для этого, а средств на переоборудование нет в наличии, следует предусмотреть безопасные подставки и лесенки. Потребность детей в физической активности требует соответствующей организации пространства. Детям нужно достаточно места для подвижных игр в плохую погоду (большая комната, гимнастический зал и т.п.). Это помещение не должно быть заставлено мебелью или тренажерами, не оставляющими детям шанса вволю побегать без риска получить травму. И не только бегать, но и прыгать, карабкаться и взбираться. Конечно же ребенку нужно предоставить возможность проделать то же самое на свежем воздухе. «Садовских детей» нельзя причислить к категории лиц, слишком трепетно относящихся к мебели, стенам и обоям. Не следует их за это бранить, порождая чувство вины, тем более, что они все равно будут ломать, рвать и портить. Куда лучше при проектировании детского сада предусмотреть использование материалов, способных в течение длительного времени вынести физическую и творческую активность юных исследователей пространства. Хотя детей нужно предупреждать о необходимости бережного отношения к стенам и стульям, чрезмерное ограничение активности чревато формированием ощущения враждебности окружающей обстановки. Достаточную возможность для проявления безудержной активности детей следует дополнять наличием зон для тихого отдыха и одиночества. Ребенку нужно место, где он мог бы уединиться от группы шумных сверстников, поиграть в одиночестве, просто «прикорнуть на минутку», причем — не только во время «тихого часа». Таким образом, дети учатся сверяться со своими «внутренними часами», уклоняясь от общения с окружающими, когда возникает желание от них отдохнуть. Персонал Требования к персоналу очевидно не менее значимы и разнообразны, чем к физической обстановке детского сада. Дети трех-пятилетнего возраста, прежде всего, нуждаются в постоянстве персонала. Лучше всего, когда по утрам ребенка встречают в детском саду одни и те же лица, помогая осуществить тревожный и напряженный для малыша переход из дома в детсад. Утром дети обычно несколько дезориентированы и напряжены, поэтому многие из них покидают домашний уют, мягко говоря, без охоты, а то и «с ревом». Знакомые лица в детском саду помогают ребенку снять чрезмерную тревогу. Идеально, когда одни и те же люди окружают ребенка на протяжении всего периода посещения детского сада, по крайней мере — не менее полугода. Учитывая протяженность дневного пребывания ребенка в саду, вряд ли возможно обеспечить присутствие одной смены персонала в течение всего этого времени. Работа с детьми очень утомительна, что порождает необходимость двухсменного режима для персонала. При этом лучше если смена происходит не резко, а постепенно. Скажем, персонал второй смены приходит к обеду и помогает первой смене, после чего та покидает детский сад. Хотя бы один человек из обслуживающего персонала, например — заведующий детским садом, должен оставаться там на протяжении всего дня. Это обеспечивает преемственность в решении проблем, разворачивающихся с утра до вечера (какой-то ребенок неважно себя чувствует, в группе назревает конфликт между детьми и т.п.). Постоянство персонала должно разумно сочетаться с его разнообразием. Имеется в виду, прежде всего, наличие в составе сотрудников, работающих с детьми, как женщин, так и мужчин. Последнее звучит весьма фантастично в наших условиях. Наличие в повседневном окружении ребенка как мужских, так и женских моделей поведения облегчает решение задачи половой идентификации и существенно расширяет диапазон видов игровой активности. То же самое можно сказать о представительстве людей разных возрастов в персонале детского сада. Люди старшего возраста при этом обеспечивают потребности ребенка в зависимости и уходе, в то время как молодые сотрудники, студенты и вчерашние школьники, привносят в деятельность детского сада энтузиазм, энергию и свежие идеи. Они служат моделями для формирования «Я-концепции» ребенка. Разнообразие личностей, с которыми ребенок сталкивается в детском саду, способствует развитию индивидуальных различий между детьми. Свойственная каждому ребенку пластичность настроения, а также вариативность характеров маленьких «клиентов» будут в этом случае подкрепляться, а не наказываться. Если ребенок сегодня печален и тревожен, ему нужны заботливость и ласка, которые он привык получать от своей бабушки. Тот же ребенок завтра может искать новых, активных форм приложения своей фантазии и безудержной двигательной силы, в чем ему скорее поможет молодой сотрудник воспитатель. В программе работы должны быть предусмотрены визиты и посещения детского сада интересными людьми, потому что дети любят гостей у себя дома. В любом случае желательно время от времени «разрушать» привычность и удручающую предсказуемость повседневной рутины. «Идеология» детского сада Люди, совместно разрабатывающие и осуществляющие проект детского сада, должны достичь согласия относительно его базовых целей. Физическая среда «идеального» детского сада призвана служить двум основным целям: отражать и усиливать присущее ребенку чувство принадлежности к местной общине и развивать самостоятельность и независимость, необходимые для последующего психологического развития ребенка. Существование детского сада должно содержать следующие два основных «послания» ребенку. Во-первых, детский сад создан потому, что община признает высокую значимость трудового вклада его родителей, ценность их профессиональной деятельности. Тот факт, что его отец и мать заняты на работе, должен быть для ребенка источником гордости за них, а не поводом для тревоги или чувства неполноценности. Общество осознает свою ответственность за то, чтобы дети работающих родителей получили сполна любовь, заботу и поддержку, необходимые каждому достойному гражданину. Дети должны чувствовать, что детский сад принадлежит им, как членам общины, что он создан ради удовлетворения их потребностей. В результате, вместо того, чтобы чувствовать себя брошенными или оторванными от родителей, они учатся расширять диапазон своего доверия на всю общину в целом. Формирование в сознании ребенка представления о детском саде как «расширении круга семьи» может быть достигнуто различными способами. Уже было сказано о предпочтительности сходства «садовской» физической обстановки с домашней. Детям следует предоставить возможность совершать прогулки и путешествия по близлежащим улицам, паркам, памятным или интересным местам в окрестностях их «нового дома». Весьма полезен в этом смысле «обмен визитами» с группами из других местных детских садов, позволяющий детям убедиться, что не только они пользуются услугами детского сада. Этим же целям служат контакты детей с жителями близлежащих домов, посещение семей своих друзей по детскому саду и т.п. Эти усилия помогут детям сформировать устойчивую связь между собственным опытом и своим местом в общине. Второе «послание» детского сада ребенку должно выражать заинтересованность взрослых в развитии их независимости и самостоятельности. Эта задача содержит самый серьезный «вызов» персоналу детского сада. Ответственность сотрудников за большую группу детей, одновременно находящихся под их присмотром, зачастую порождает своеобразный консерватизм, тенденцию к серьезному ограничению активности детей и свободы их действий. Развитие самостоятельности, напротив, предполагает свободу экспериментирования и связано с определенным риском. Исключительно важно, чтобы ребенок «садовского» возраста имел возможность «пробовать что-то новое», даже если на этом пути его ожидают «синяки и шишки». Найти тонкую грань между свободой действий и зоной «гарантированной безопасности» — серьезная творческая задача для персонала. На самом деле дети не меньше нас, взрослых, озабочены своей безопасностью и при необходимости умеют беречь себя. Сотрудники детского сада, склонные к гиперопеке детей ради избежания малейшего ущерба их здоровью и безопасности, должны помнить, что психологическое развитие ребенка — процесс куда более хрупкий и уязвимый чем их физическое развитие. Иным аспектом независимости является выражение тех уникальных свойств, которые характеризуют формирующуюся личность. Ситуация длительного вынужденного пребывания в группе чревата внедрением жестких норм конформизма. Строгие правила поведения в группе, как хорошо знают педагоги, облегчают управление и руководство ею, но подавляют проявления индивидуальности. Здесь вновь возникает задача найти «золотую середину» между строгой дисциплиной и неуправляемым шумным хаосом в классе или игровой комнате. Мы уже упоминали, что частично компромисс достигается разнообразием людей и видов активности, предусмотренных программой детского сада. Особые усилия следует направить на то, чтобы поощрить детей к развитию их сильных сторон и в то же время внушить им мысль, что они «имеют право» на собственные слабости. Окружение, призванное развивать независимость, должно одновременно с этим «нагружать» ребенка некоторыми обязанностями и чувством ответственности за происходящее. Дети должны чувствовать, что их присутствие в детском саду и их вклад в его работу являются весьма существенными и важными для общины. Пусть дети работают в саду, ухаживают за цветами и растениями, участвуют в приготовлении и сервировке обеда, расставляют столы и стулья; ребенку следует предоставить участок пространства, который он сможет украсить по своему вкусу (ящик для одежды, например); дети могут участвовать в уборке помещения, вытирать пыль, помогать взрослым в мытье окон и зеркал, работать с пылесосом и т.д. Сферой самовыражения детей может стать планирование игр и занятий для всей группы, составление открыток и посланий товарищам по группе, которые не посещают детский сад по болезни, посещение лечебных учреждений и домов престарелых с выступлениями перед их обитателями. Это далеко не полный перечень видов реального участия ребенка в жизни общины, позволяющих ему испытать чувство компетентности, столь необходимое для подлинной независимости. Чтобы не возникло впечатления акцента на индивидуализме в проекте «идеального детского сада», стоит упомянуть важную роль ситуации «группового сотрудничества» для детей 3-4 летнего возраста. Удовлетворение потребности в независимости и автономии должно сопровождаться коллективными действиями, которые помогают ребенку преодолеть чрезмерный эгоцентризм. В ходе повседневного взаимодействия со сверстниками ребенок учится конструктивному сотрудничеству, сопереживанию, учету интересов и потребностей других людей, выражению симпатии и сочувствия, а также и «сорадованию», что может быть еще трудней. («Сорадование, а не сострадание создает истинных друзей» — писал Ф.Ницше). Когда независимости ребенка ничто не угрожает, он обретает истинную возможность заглянуть за пределы собственных потребностей и предвидеть интересы и намерения других. Если в «идеальном детском саду» удается выработать подобный опыт межличностного взаимодействия, это означает, что общество бросает зерна подлинно гуманистической морали в благодатную почву. Петр Лунев, руководитель психологической службы группы компаний «Ист Лайн» Источник: РОЛ
особые усилия следует направить,следует предусмотреть безопасные подставки,последующего психологического развития ребенка,породить чрезмерную привязанность ребенка,обретает истинную возможность заглянуть,серьезному ограничению активности детей,периода посещения детского сада,удручающую предсказуемость повседневной рутины,психологи данного направления считают,поможет молодой сотрудник воспитатель