Во что поиграть с дошкольником, чтобы в первом классе не бежать за помощью к специалисту. «Пространство и время? Ну, вот еще, придумали, чем забавляться ради воспитания» — удивляются моим советам иные родители. Между тем — утверждаю это как врач-психолог, ведущий прием отстающих школьников, — все больше первоклассников не имеют тех знаний, умений и навыков, которые они должны были бы успеть сформировать в общении и игре с взрослыми еще в возрасте до 5-6 лет. И это утверждение в полной мере касается познания ребенком пространства и времени. Как и все в природе, человек обладает собственным пространством — это его тело, и собственным временем — это многочисленные биоритмы его тела. Изучение окружающего мира идет посредством контакта тела с внешними по отношению к нему предметами. Их образ является результатом сложнейших преобразований наших ощущений. Нам жарко, потому что срабатывают наши терморецепторы. Мы говорим об округлости мяча, потому что суставы пальцев принимают определенное положение и проприорецепторы этих суставов несут соответствующую информацию в наш мозг, даже если мяча мы не видим. Тело является у младенца главным инструментом познания. Не зря первая (до 2-х лет) стадия развития мышления ребенка названа видным швейцарским психологом Жаном Пиаже «сенсомоторным интеллектом». Овладевая своим телом, малыш учится новым способам изучения окружающего мира. Уже доказано, что отказ от тугого пеленания ребенка стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, непосредственный контакт взрослого с ребенком, подкрепленный разговором с ним, направляет эту активность в русло человеческого общения. Также установлено, что дети, не имевшие по разным причинам достаточного эмоционально-непосредственного контакта с взрослыми в раннем периоде, в дальнейшем проявляют высокую эмоциональную неустойчивость. С этой точки зрения идея электронных колыбелек и «долгоиграющих» памперсов совсем не проходит на ура. Итак, ободряемый родителями, малыш начинает двигаться. Время для него расширяется. Пространство, где он действует, становится много обширнее и меняет свои характеристики — от двухмерного при переворотах и ползании до трехмерного при вставании и ходьбе. Интересно, что в раннем возрасте ребенок воспринимает пространство как много разных пространств. (Помните, как плачущего малыша можно успокоить, если взять его из кровати на руки и подержать вертикально или, наоборот, положить в кровать? Мозг ребенка, тотчас откликающийся на новую позицию тела, мгновенно переключит его недовольство на удивление.) Предметы в пространстве также будут казаться «другими» при изменении их местоположения. Только с ходьбой ребенок приобретает устойчивое представление о пространственных характеристиках окружающего мира, объекты становятся для него трехмерными. Слово для самоинструкции Процесс освоения ребенком пространства сопровождается общением с взрослыми, в котором все большая роль принадлежит речи. Называя предметы и действия малыша, взрослый обучает его целенаправленным манипуляциям с объектами и передвижением в пространстве. Инструкция взрослого постепенно становится для ребенка самоинструкцией (психологи называют ее «внутренним планом действия»), которая обусловливает самостоятельность его целенаправленного поведения. Слово — тот мостик, который соединяет предметный мир и его идеальный образ, позволяет просчитывать успешность действия с помощью мыслительных операций. Примечательно, что слова, являющиеся по своей функции служебными, позволяют осуществить эти расчеты правильно. В первую очередь к этим служебным словам относятся пространственные предлоги и наречия. Ребенок прежде всего усваивает такие понятия, как «вперед», «назад», «вверх», «вниз», «над», «под», «в», «за». Следующим, очень сложным и для ребенка, и для родителей моментом становится разделение пространства на «левое» и «правое». Эти понятия, так же как «переднее» и «заднее», ребенок осваивает, обращаясь к своему телу. «Право» это — прежде всего рука, которая держит ложку, молоток, фломастер. Родителям стоит поработать (а значит, поиграть с ребенком) до тех пор, пока он не усвоит это твердо. И категорически настаиваю (вслед за коллегами-психологами) на том, чтобы ребенок все делал той рукой, которой ему удобно. Если это — левая, тогда и пространство начнется для него «слева». Такая методика обучения особенно эффективна в возрасте от 4 до 5 лет. Помимо «право» — «лево», «спереди» — «сзади» ребенок в это время осознает свои собственные «верх» и «низ», «над», «под». Это позволит ему создать образ своего физического «Я», что в дальнейшем станет основой самосознания личности. Итак, мы теперь можем ответить на вопрос, зачем ребенку нужно знать пространство. Это необходимо, чтобы ориентироваться в окружающем мире, в речевых конструкциях взрослых. Представьте себе, что вы предлагаете своему чаду в правом нижнем ящике гардероба, позади коробки с ботинками найти и принести щетку для платья. И кто же виноват в том, что он вернулся через час с пустыми руками, перерыв все в другом месте? На пространственных представлениях строится навык письма. Если они не развиты, ребенок будет только срисовывать прописи. Плоды его усердия могут выглядеть аккуратно и даже красиво, но в письме он отстанет. Опаздывает тот, кто торопится Так с пространством. А какой интерес с позиций воспитания и развития ребенка представляет собой понятие времени? Время проявляется внутри нас в виде различных ритмов. Наиболее примечательными из них являются два биологических автоматизма: сердечный и дыхательный. Оба тесно связаны друг с другом и в определенной степени доступны нашему контролю и управлению — это доказывают феномены индийских и китайских йогов. Как ни относиться к йоге, следует признать, что управление этими автоматизмами весьма полезно в самых различных жизненных ситуациях. Например, психологами, изучающими деятельность человека-оператора в экстремальных условиях, выведено следующее правило: Наиболее благоприятный для такого обучения возраст — пять с половиной — семь лет. Усвоенные внутренние ритмы, как выяснилось, являются регуляторами психоэмоционального состояния. Выявлен и тот факт, что дети, которые в первом классе имели представление о своем пульсе и дыхании и могли обозначить их с помощью движения руки, головы или счета, быстрее привыкали к школьной жизни и чувствовали себя в общении более уверенно. Видимо, ребенок, постигая значение своих внутренних ритмов, начинает приглядываться и к ритмам внешним, учится подстраиваться под них, чтобы действовать сообразно своим энергетическим возможностям, «не торопясь и не переделывая». В первую очередь в академию ритма должны поступать родители. От этой науки вы дополнительно получите и психорегулирующий эффект — не сомневайтесь, попробуйте. Итак: свободно положите руку на переднюю поверхность грудной клетки — как мерно в такт дыханию начинает двигаться кисть руки. Теперь начинайте покачивать перед грудью также в такт дыханию другой, свободной рукой: на вдох — вверх, на выдох — вниз. Внимательно следите, чтобы между движениями не было пауз. У некоторых людей проявляются особенности дыхания, о которых они и не подозревают: например, вдох состоит из трех — четырех неглубоких вдохов, а выдох — из нескольких выдохов. Или глубокий вдох и очень поверхностный выдох. Каждая такая особенность указывает на определенное неблагополучие респираторной системы (то ли вследствие чисто дыхательной недостаточности, то ли как результат стресса) и должна быть осознана и ликвидирована с помощью этого простенького упражнения. Следующее упражнение. Найти у себя пульс на запястье, почувствовать его ритм и легко покачать в такт ему головой или постучать по полу стопой. Минута-другая такого подключения к собственному пульсу — и можно возвращаться к повседневным делам без прежнего раздражения. Теперь предложите то же самое сделать ребенку. Ему, конечно, надо объяснить все про легкие, кислород, сердце, сосуды и помочь определить ритмы. Несколько успешных повторений — и можно начинать играть еще в одну ритмическую игру. Вы двигаете рукой в такт своему дыханию, а ребенок — в такт вашей руке. И наоборот — ребенок кивает головой в такт своему пульсу, а вы — в такт его голове. Такая взаимная «подстройка» способствует налаживанию и нормализации отношений. Это подметили психологи и стали эффективно использовать на тренингах по развитию общения. Когда вы поняли, что все получается хорошо, можно усложнить игру. Включите магнитофон с обычными мелодиями, которые в ходу у вас дома. Подумайте с ребенком над тем, каков ритм в той или иной песне. Прохлопайте в ладоши, протопайте, протанцуйте и обозначьте в числовом виде. Затем можно поискать синкопированные ритмы в современных джазовых композициях. Надеюсь, попытка разобраться в их хитросплетениях доставит вам обоим истинное удовольствие. Источник: Журнал «Материнство» Взято с Дети.ru
определенное неблагополучие респираторной системы,вследствие чисто дыхательной недостаточности,правом нижнем ящике гардероба,ведущий прием отстающих школьников,изучающими деятельность человека-оператора,суставов несут соответствующую информацию,переднюю поверхность грудной клетки,большая роль принадлежит речи,идет посредством контакта тела,тугого пеленания ребенка стимулирует