При всей сложившейся анекдотической точке зрения на проблему заикание — речевой дефект, имеющий серьезный неврологические причины. Им страдают в среднем 15-20 человек из тысячи, из них две трети — дети. Долгое время природа заикания была ученым неизвестна. Да и сегодня абсолютно достоверных сведений о ней нет. Специалисты склоняются к тому, что причиной становится несогласованное влияние противоположных очагов мозга — возбуждения и торможения. Известно, что всем поведением человека — и речью, разумеется, в том числе — руководит центральная нервная система. Попеременно активизируются в ней очаг возбуждения и очаг торможения. Человек двигается, разговаривает, мыслит — работает очаг возбуждения. А когда мы отдыхаем, молчим, спим — очаг торможения. Но не все в человеческом организме работает безукоризненно. Вот почему, например, мы видим сны. Хотя, по сути, во время сна ЦНС человека должна полностью отключаться, отдыхать; на самом деле очаг возбуждения нет-нет, да и посылает слабые импульсы — возникают сновидения, заставляя работать мозг, подергиваться мышцы, учащаться сердцебиение. Наяву строгая попеременность включения-выключения нужных очагов тоже порой сбивается, и их влияние перехлестывается. Если это происходит, например, в двигательной зоне мозга, появляется тик — непроизвольное сокращение мышц, скажем, лицевых. Если в речевой зоне мозга — заикание, тоже судорожное сокращение мышц, только речевых. При заикании возможны судороги в артикуляционном, дыхательном и голосовом аппаратах, но чаще встречаются смешанные комбинации. Кстати, само возникновение судорог обусловлено какими-то строго индивидуальными причинами. Например, некоторые дети заикаются лишь тогда, когда они возбуждены или когда разговаривают с определенным человеком. Наиболее легкий вид судорог — повторение первого слога: «ма-ма-мама». Заикание совсем другого рода: «ма-а-а-ма». Надо сказать, что порой повторение слогов у детей в период бурного развития речи не имеет ничего общего с настоящим заиканием, то есть с судорогами. Малышу просто нравится «барабанить» слогами, повторяя и чередуя их в бесконечных комбинациях. Со временем это проходит само собой. Вот почему диагностировать, а тем более лечить заикание может только специалист. Как же возникает заикание? В отличие от сновидений для таких проявлений нужен достаточно серьезный сбой в работе коры мозга. Вот почему причиной, первоосновой появления заикания служит сильное нервное потрясение — стресс. Становится понятным, почему заиканием страдают в большей степени городские жители — их нервная система находится в постоянно взвинченном состоянии и поводов для стресса — сколько угодно. На первом месте среди детских стрессов, приводящих к заиканию, — сильный испуг. Нам, взрослым, порой и не понять, какое сильное действие производит на малыша «обычная» ссора домашних, дебош пьяного отца, кровавая сцена в фильме или даже врезавшаяся в детскую память фраза из сводки криминальных новостей, которую мы попросту пропустили мимо ушей. Мы слишком долго полагаем, что ребенок еще ничего не понимает. На самом деле, еще не осознавая сути происходящего, атмосферу «страха» он впитывает подкоркой. Традиционно много обращений к логопеду с жалобой на возникновение заикания приходится на посленовогодние дни. Причина — взрывы петард. Среди других причин — стресс постоянный, малозаметный окружающим. Порой впечатлительный ребенок начинает заикаться после переезда семьи в новый дом, появления новорожденного братика или сестры, затянувшейся отлучки матери. Обычно столь велико влияние подобных «незначительных» событий на психику ребенка на третьем году жизни. Порой такое заикание проходит само собой, но может возвращаться в любое время и по любому огорчительному поводу. Замечено, что ребенок заикается сильнее, когда мать нервничает. Чаще всего заикание возникает в возрасте от трех до пяти лет. Именно в эти годы происходит самое бурное становление речи. В этот ответственный период, если стресс был спровоцирован, и возникают сбои в коре мозга. Достоверно установлено, что очень часто заикание имеет наследственную причину. Это и понятно: люди с определенным наследуемым психотипом более предрасположены к сбою в речевой зоне ЦНС, чем другие. Вот почему практически в каждом случае возникновения заикания оказывается, что эти недугом страдал кто-то из родственников: дядя, бабушка и т. п. Кроме того, у мальчиков заикание бывает чаще, чем у девочек. Не «налегайте» на малыша в плане разучивания стихов, исполнения песен и куплетов. Еще дедушка Спок заметил, что заиканию особенно подвержены дети, которых ни на минуту не оставляют в покое в течение дня: разговаривают с ними, рассказывают сказки, заставляют говорить и читать стихи, демонстрируют их знакомым. Здесь может принести вред любая перегрузка впечатлениями и избытком информации. Это особенно касается сторонников форсированного обучения чуть ли не с пеленок. В советские времена родители с маниакальным упорством завешивали стены у кроваток своих только что родившихся малюток буквами и цифрами, а некоторые начинали прямо с английского алфавита. Сейчас мода на раннее обучение пошла еще дальше: бедным детишкам вместо доисторической «Репки» читают философию Канта и заставляют складывать трехзначные цифры, сидя на горшке. Многим детям это удается, и счастливые мамы хвастаются подругам незаурядными способностями своего чада. А потом (совсем не «вдруг») происходит сбой. И проблематичной для ребенка становится не только карьера вундеркинда, но и самая скромная роль в человеческом обществе. Другая закономерность — заиканию особенно подвержены дети, которых настойчиво из левшей стараются переучить в правшей. Ведь часть мозга, контролирующая движения господствующей руки, тесно связана с той часть мозга, которая контролирует речь. Сейчас, слава Богу, большинство родителей и педагогов вполне осознают необходимость предоставления ребенку свободы в этом вопросе. Еще больше предрасположены к заиканию так называемые амбидекстры — те, у кого правое и левое полушарие головного мозга развиты одинаково. Такие люди от рождения в равной степени владеют обеими руками и проявляют одинаковые способности как в гуманитарной, так и в технической областях. Подобные дети изначально требуют особенно бережного отношения, так как подобный баланс очень хрупок и возможность сбоя увеличивается. Если все же заикание возникло, совершенно необходимо обратиться к специалисту, например, в Центр социальной и психологической адаптации ребенка в Тамбове. Ведь малышу понадобится не только помощь логопеда, но и психолога, да и его родителям тоже. На протяжении развития истории человечества были опробованы самые разнообразные, до невероятных, методики лечения заикания. Современный комплексный метод включает в себя медикаментозное лечение успокаивающими препаратами, физио- и психотерапию, способствующие мышечному расслаблению голосового аппарата и освобождению от психических комплексов, общеукрепляющие мероприятия и логопедические занятия. Лечится заикание с огромным трудом. В части случаев курс лечения дает незначительный результат, а порой ребенка приходится выписывать с заключением «без видимых улучшений». И хотя роль профессионального специалиста-дефектолога и логопеда незаменима, прогресс действительно будет незначительным без активной домашней терапии — ровного, дружелюбного общения любящей семьи; щадящего режима — сон не меньше 9-10 часов; минимума телевизора и только детских передач; старых добрых сказок на ночь (тщательно отобранных из многочисленного фольклора, к сожалению, изобилующего «черным» юмором). К сожалению, заикающемуся ребенку противопоказан детский коллектив — всегда безжалостный к подобным недостатком. Да и в семье придется уделить особое внимание тому, чтобы исключить любые, даже косвенные, насмешки над заикающимся ребенком, да и вообще постараться не акцентировать внимания — даже доброжелательно-сострадательного — на его трудностях. Не пытайтесь поправлять речь ребенка, «подсказывать» ему, предугадывать его желания и вообще беспокоиться об этом. Лучше проследите, что вызывает его нервное напряжение, и постарайтесь исключить раздражающие факторы из его жизни. Чаще всего это совсем незначительные жертвы вроде включенного дежурного ночника, лишних пяти минут маминого внимания перед сном или избавления от общества какого-нибудь «страшного» вечно ухмыляющегося Петрушки. Самое благотворное влияние на психику малыша окажет, пожалуй, общение с не слишком разговорчивой доброжелательной несуетливой и терпеливой бабушкой, с ее размеренным распорядком дня и неподвластными сиюминутным модам представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Конечно, изолировать от общества школьника невозможно. Поэтому для него особенно важна помощь психолога. Хороший косвенный эффект на него окажут и общепризнанные мероприятия, направленные на укрепление физического здоровья, правильный режим дня, достаточный сон. Ведь на фоне повышенной утомляемости резко обостряются симптомы заикания. Эффективность занятий со школьником увеличивается и оттого, что ребенок сам осознанно борется со своим недугом. Надо отметить, что обращаться за помощью к специалистам стоит не только детям и подросткам. Ведь заикание может возникнуть практически в любом возрасте или сопровождать человека с детства на протяжении всей жизни, тогда как лишь несколько месяцев настойчивого лечения при помощи специалиста могут все же избавить от этого «дефекта речи», порядком отравляющего жизнь. Лада Шиганцова Источник: Женские страсти
какое сильное действие производит,большей степени городские жители,столь велико влияние подобных,бедным детишкам вместо доисторической,маниакальным упорством завешивали стены,медикаментозное лечение успокаивающими препаратами,современный комплексный метод включает,неподвластными сиюминутным модам представлениями,касается сторонников форсированного обучения,контролирующая движения господствующей руки