До школы ещё так далеко… Ребенок еще совсем маленький. Но энергичные папы и мамы начинают искать пути раннего приобщения к наукам, в том числе и к искусству чтения. Лично у меня обучение чтению таких маленьких детей вызывает грустную улыбку. Берёт оторопь от крутизны некоторых педагогов-новаторов, предлагающих учить читать чуть ли не новорожденного младенца. Очень хочется спросить «продвинутых» родителей, и педагогов: Зачем? Что за спешка такая? Не стану говорить о тех малышах, которые в силу врожденных способностей выучиваются самостоятельно читать едва научившись фокусировать взгляд. Ну, научился, и хорошо. Станет ли это его преимуществом перед сверстниками? Отнюдь нет. Мы же с вами понимаем, что ребёнок, начавший рано ходить, вовсе не обязательно имеет перед своими 6-7-летними сверстниками преимущества в координации движений. Именно поэтому мне кажутся неразумными попытки некоторых взрослых людей насильно обучить ребёнка чтению. Дети становятся заложниками родительских амбиций, наподобие породистых щенков. Только щенков специально разводят, для того чтобы ими гордиться и хвалиться, а когда в роли дрессированного щенка выступает собственный ребенок?! Невдомёк этим мамам и папам, что даже нейрофизиологические законы развития мозга не на стороне раннего развития. Рановато в 2-3 года делать то, что рассчитано на 5-6-ти летнего ребёнка. Всему своё время. Данный период детства природа отвела для развития сенсомоторной и эмоциональной сферы. Конечно, можно начать диктовать природе и малышу свои условия и может быть даже условия эти будут выполнены. Но если вдруг к моменту поступления в школу сорвутся какие-то программы телесного развития – появится энурез, страхи, задайте себе вопрос — «почему это случилось?». У ребёнка впереди вся жизнь и он научится читать, писать, считать, но не такой ценой. Иногда достаточно просто терпеливо отнестись к процессу обучения. Всё в нашем мире развивается от простого к сложному. Так дайте малышу спокойно пройти тот путь, который вам кажется простым, а ему дастся с усилиями. Ведь для него обычное обучение как раз и есть та программа-минимум, которую необходимо освоить, чтобы движение по лесенке развития стало плавным, а не скачкооборазным. Кстати, раннее развитие вовсе не означает по своей сути обучение чтению, письму и математике. Оставим на совести авторов, разрабатывавших эти программы, какой именно смысл они вкладывают в понятие раннего развития. Может быть, не зря своего последнего ребёнка Никитины не стали рано учить чтению? Кажется, он единственный, чьё зрение осталось нормальным. Лучше учиться на чужих ошибках, верно? Развивать можно и нужно. Однако на запоминании букв свет клином не сошелся. Существуют горы детской литературы по обучению именно таких крох! Для чего созданы умные игры и игрушки? Почитайте малышу сказку, повозитесь на ковре, постройте пирамидку! Ступайте с ним в лес, вслушайтесь в пение птиц, собирайте цветы, рассматривайте букашек! Память маленького человечка с благодарностью запечатлит эти моменты. Однажды я прочитала своей маленькой дочке рассказ «Лисичкин хлеб». Каково же было её удивление, когда однажды, гуляя со мной в лесу, девочка увидела на пеньке кусочек хлеба! Она восторженно повертела его в ладошках и тут же слопала с великим удовольствием, приговаривая: «Вот и мне лисичкин хлеб попался!» А я стояла и радовалась, что моя хитрость удалась. Дочке уже почти 15 лет, но до сих пор она помнит свою находку! А вот мои попытки заняться с ней чтением в 3-4 года (тоже хотелось, чтобы мой ребёнок не был хуже других) как-то ей ну совсем не запомнились. Да и мне тоже. Помню лишь глубокое разочарование , которое посетило меня в тот момент. Я оказалась в плену своих родительских амбиций и совсем не учла, что это мой, ни на кого не похожий ребёнок и она вовсе не должна быть такой же как, к примеру, соседская Катя. Прошли годы, и чтение стало любимейшим занятием для моей подросшей дочери. Всему своё время. И каждому своё время. Один и в зрелом возрасте будет читать по одной книге в год, а другой в пять лет будет начитан не по годам. Попытаться заложить любовь к чтению в таком раннем возрасте вполне возможно. Даже ежедневный ритуал чтения книги перед сном и рассматривание картинок будут способствовать этому процессу. Знаете, у меня бывали ученики, которые в 5-6 лет были маленькими всезнайками. И читали-то они в свои 5-6 лет превосходно, и считали, и о политике рассуждали, и об астрономии… Но эти «философы» порой не могли рассказать элементарную «Репку», прочитать наизусть стишок, завязать себе шнурки, просто поиграть со сверстниками. Они жили в мире, придуманном для них взрослыми. Они многое знали, но мало чего умели для своего возраста. Может быть, если ваш малыш не желает быть вундеркиндом, значит, ему это и не надо? Пройдёт время. Ваше терпение и мудрость помогут сформировать всесторонне развитую личностью. Оставьте малышу его Детство. Пусть в свои ранние годы он лепит, вырезает, раскрашивает, учит стишки, слушает сказки, поёт песенки, танцует, играет в умные игры, балуется и наслаждается жизнью. В конце концов, научите его просто шнурки завязывать, ведь привитая в детстве самостоятельность поможет взрастить в ребёнке зачатки свободного человека. Именно эта самостоятельность поможет малышу стать взрослее, а вовсе не определённый груз знаний, вдолбленный ему в раннем детстве. Развивайте, любя его и уважая его личность. А затем с пяти-шести лет — начинайте задумаваться над тем, чему и как вы станете его обучать. Юлия Захарова Источник: 8я.ру
крутизны некоторых педагогов-новаторов,ребёнке зачатки свободного человека,существуют горы детской литературы,могли рассказать элементарную репку,чьё зрение осталось нормальным,нейрофизиологические законы развития мозга,ежедневный ритуал чтения книги,таком раннем возрасте вполне,детстве самостоятельность поможет взрастить,лисичкин хлеб попался