Во многих странах мира распространена методика развития личности – игра с песком (Sandplay), предназначенная как для индивидуальной психотерапевтической работы со взрослыми и детьми, так и для групповых занятий. Существует даже международная ассоциация Sandplay. В своей работе в Центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями я использую обычно классический вариант методики. За последние один-два года появились всевозможные варианты проведения терапии, наработанные в основном эмпирически. Остановлюсь на кратком описании классического варианта методики. Уверен в том, для ее освоения требуются, скорее интуиция, терпение, уверенность и, естественно, искреннее желание помочь в чем-то пациенту (применительно к данной методике мне больше нравится термин «участник игры»), чем специальные психологические знания. Поверьте, стоит только начать, а психологической литературы разного уровня сейчас хватает. Буду рад, если кому-то этот вариант игры с песком поможет разрешить детско-родительские конфликты, уладить проблемы в семье да и просто разобраться в самом себе. Итак… Для проведения игры требуется ящик размером 50 на 70 на 10 см, наполовину заполненный песком. Дно и стенки ящика окрашены в синий цвет для имитации воды и неба, если разгрести песок, то можно «создать» озеро, реку и т.п., а за горами и холмами просматривается небо. Подготавливаются различные лопатки, совочки, вода для создания подходящего ландшафта. Необходимы также разнообразные предметы, имитирующие различные аспекты жизни (размером не выше стенок ящика): растения (травы, деревья, водоросли, семена и т.п.); животные (звери, рыбы, птицы, насекомые и т.п.); люди (похожие на реальных людей различных профессий, возраста, сказочных, мифологических); жилища и сооружения (дома, замки, палатки, шалаши, мосты и т.п.); транспорт (наземный, воздушный, подводный, реальный и сказочный); природные предметы камешки, ракушки и т.п.); емкости, зеркальца, ленточки и еще многое другое, что может обрести в сказке вторую жизнь. Всего и не перечислить! Почти два года собираю материалы, подходящие для Sandplay (их же использую при проведении сказкотерапии), а хранятся они на видном месте в открытом стеллаже в кабинете на радость всем пациентам и их родителям, видящим улыбки на лицах своих детей. Начало игры. Перед Вами и ребенком (хотя это может быть человек любого возраста) находятся два ящика (их принято называть подносами) с сухим и влажным песком, стеллаж с игрушками, расположенными по группам. Ребенку предлагается выбрать те предметы, которые можно использовать для создания «песочной картины» в одном из подносов. Полезно записать те предметы, которые ребенок взял первыми и последними (они могут иметь особое значение). Дети ведут себя по-разному: одни некоторое время просто рассматривают песок, другие начинают играть с игрушками, третьи начинают с «построения» ландшафта, жилища… Кто-то расселяет «жителей» и выбранных . персонажей. Ваша задача – внимательно наблюдать за всеми нюансами этого процесса и по возможности фиксировать: последовательность создания ландшафта, размещение предметов, направление «взглядов» живых персонажей и т.п. Возможности для творчества много! Желательно обратить внимание на ход процесса: насколько ребенок решителен, энергичен, пассивен, тревожен, насколько большое значение он уделяет расстановке границ – заборов, оград, рек… И какие возможны пути преодоления этих преград: мосты, вертолеты, лодки и т.п. Важно обратить внимание на повторяемость любых признаков (цвет, форма, эмоции и т.п.). Когда «картина» будет создана (признак окончания процесса – отсутствие желания что-то добавить или изменить), обратите внимание на предметы, которые ребенок не использовал. По каким-то причинам ребенок не стал помещать их в «песочный мир», однако определенную ценность они для него имеют, иначе бы он их не выбрал. Для того, чтобы пояснить, какое значение могут иметь эти предметы, ребенку предлагают: «Расскажи что-то о предметах и игрушках, которые ты поместил в песочницу». Важно записать как ребенок называет предметы, каковы взаимоотношения между ними, какие желания и мечты могут быть у персонажей и что мешает их осуществлению. Опять же желательно обратить внимание на эмоции ребенка во время рассказа. Умалчиваемые предметы могут означать или очень значимые, интимные темы, о которых с Вами он пока не может или не хочет поделиться или наоборот – малозначимые, второстепенные, на которые «не хватило времени». Можно деликатно предложить что-то рассказать об этих предметах если Вы чувствуете, что не «спугнете» эту тему. Я предпочитаю ждать до следующих сеансов, так как часто вопрос касается очень личного и затрагивает глубинные фиксации, которые не всегда целесообразно сразу извлекать наружу. При недостаточной готовности терапевта есть вероятность того, что у ребенка произойдет «сбой» в системе защитных механизмов и то, что «вылезет» из подсознания трудно будет «затолкать» назад. По своему опыту знаю, что иногда лучше подождать с расспросами. После описания песочной картины можно предложить что-либо рассказать о себе. При описании предметов и персонажей важно почувствовать и ощутить связь, параллель с внешней жизнью ребенка: взаимоотношения со сверстниками, родственниками, педагогами, другими людьми. Дело в том, что при игре с песком (как и в сказкотерапии) задействован психологический механизм проекции, иными словами, существует психологическая связь между реальными людьми и героями (например, главный герой как правило – сам ребенок). Если ребенок ничего не хочет рассказывать, не стоит искусственно настаивать на разговоре. Важнее, чтобы у него возникло и осталось желание в следующий раз прийти к Вам. Можно спросить: «Что тебе понравилось сегодня? Что было интересно, приятно?». Важный принцип – отделять повторяемость, стереотипы, сформированные культурой и обществом. После беседы полезно сфотографировать поднос (иногда с согласия родителей ребенка я пользуюсь видеокамерой). Фотографии помогут (почти всегда) увидеть и понять особенности личности ребенка, его привычки, которые мешают ему жить и потенциалы, помогающие справиться с трудностями. Когда ребенок покинет кабинет, класс можно еще раз внимательно посмотреть на поднос, записать мысли и впечатления от встречи, разложить все предметы по своим местам и разровняв песок. Разбирать картину при ребенке нельзя, так как это может восприниматься им как психологическое насилие и разрушение. В чем смысл, развивающий и коррекционный эффект этих занятий? Выделяют осознаваемую часть психики, влияние которой на наше поведение понятно и предсказуемо и неосознаваемую часть, менее предсказуемую и контролируемую, но значительно влияющую на поведение, желания, эмоции. Когда ребенок рождается, у него уже существуют некоторые механизмы и способы взаимодействия с окружающим миром. Они постепенно совершенствуются и развиваются, на что особое влияние оказывает стиль взаимодействия с людьми, которые находятся рядом с ним., осуществляют уход и являются первыми посредниками между окружающим миром и психикой ребенка. После рождения ребенок воспринимает мир как хаос. После «блаженного» состояния в утробе и после процесса родов, дающих ребенку немало новых впечатлений, важно постепенно формировать у него чувство стабильности, определенности, базового доверия к окружающему миру, которое во взрослом состоянии переживается как чувство уверенности в своих силах. В случае плохого контакта первых посредников с ребенком, базовое доверие формируется искаженно, в результате — остается внутренний хаос, нестабильность, что проявляется в страхах, неуверенности в себе, пессимистическом отношении к миру. У каждого человека в жизни возникают ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно, тревожно. Проявляются эти чувства более сильно в ситуациях более неопределенных, незнакомых, непривычных (например, когда ребенок начинает ходить в детский сад). Тогда очень важно чтобы в первое время рядом с ним был человек, к которому он всегда мог бы обратиться за помощью. Часто помогает сохранить чувство уверенности какая-то вещь или игрушка, принесенная из «Дома» – такого места, в котором человек чувствует себя комфортно и защищенно. Такие предметы часто бывают и у взрослых (талисманы, камни, произведения искусства, поговорки и т.п.). В игре тревога, обусловленная базальным недоверием, проявляется в зажатости, скованности поведения и большом количестве мышечных зажимов. На подносе это видно по хаотичному расположению предметов и персонажей и в беспорядочном их взаимодействии. Иногда предметы просто оказываются сваленными в кучу. Какими бы неожиданными ни получились результаты игры (например, что-то новое узнали о себе или о Вашем ребенке), пробовать стоит. Даже, точнее, не попробовать, а просто отложить другие дела и поиграть с ребенком. Игра с песком – замечательная возможность побыть рядом с ним. Детской психиатрией я занимаюсь с 1991 года. В беседе с маленьким пациентом один на один часто слышу то, о чем ребенок своим родителям никогда не говорит. И о том, что он от них ждет. И о том, что их любит. Ему часто не хватает общения с Вами, но он не знает, как это общение сделать постоянным и длительным. И ждет. Ждет, что с ним рядышком посидят и вместе с ним порисуют, вместе что-то слепят из пластилина, вместе, наконец, «покопаются» в песке… Леонид Горбунов [email protected]
большом количестве мышечных зажимов,плохого контакта первых посредников,задействован психологический механизм проекции,уделяет расстановке границ заборов,реальных людей различных профессий,базовое доверие формируется искаженно,психологической литературы разного уровня,нравится термин участник игры,какие возможны пути преодоления,имитирующие различные аспекты жизни