М аленький человечек, заливающийся слезами, приводит домашних в отчаяние: как понять, что его тревожит? Как ему помочь? Родители с нетерпением ждут, когда же он заговорит. И вот приходит долгожданный час. Ребенок смотрит на мать уже не младенческими – разумными глазками. Совершенно очевидно, что он понимает ее и вот-вот ответит. А он не отвечает. Пробует – и не может. Попытки произнести простейшее –«мама» – могут вызвать у мамы настоящий ужас: так мучительно непонятно и невнятно звучат эти «м» и «а». Почему? В чем причина дефекта? По статистике, заиканием страдают миллионы людей – до двух с половиной процентов населения планеты. Причем, чем более развита страна, чем сложнее ее язык, тем больше в ней заикающихся, и наоборот. В Африке, к примеру, заикающихся намного меньше, чем в Европе. Важна и фонетическая структура языка: самый тяжелый в этом плане – чешский, в нем есть слова, где 5 или даже 6 согласных идут подряд, гуськом, друг за другом. Наш родной, русский язык в этом отношении серединка на половинку, так же как английский или немецкий. В большинстве случаев заикание возникает в раннем возрасте и, к великому сожалению, может сопровождать человека всю жизнь. Теоретически заикание делится на невротическое (логоневроз), неврозоподобное и смешанное. Относится оно к пограничным нервно-психическим заболеваниям. Основной симптом – судорожные, или, вернее, судорогоподобные, нарушения речи, которые могут сочетаться с разнообразными невротическими и психическими расстройствами. Возраст. . В 90 процентах случаев заикание обнаруживается у детей в возрасте от 2 до 5 лет, в период наиболее бурного речевого развития. Полуторагодовалый-двухлетний ребенок обычно владеет несколькими десятками слов, а к четырем годам он уже использует практически полный бытовой словарный запас взрослого человека. То есть за каких-то два года совершается невероятный, просто фантастический речевой скачок. А поскольку речь – самая сложная и, значит, самая уязвимая из всех человеческих функций, на все трудности этого временного периода малыш отвечает прежде всего речевыми нарушениями, в том числе заиканием. С мальчиками сложнее. Мальчики заикаются в три-четыре раза чаще, чем девочки. Считается, что нервная система у них менее устойчива и они в большей степени подвержены нервно-психическим расстройствам. В самый сложный и ответственный период становления речи девочки физически и интеллектуально уже более развиты, чем их сверстники. К тому же те активнее и своевольнее и потому чаще попадают в ситуации, чреватые психической травмой, – она-то, как правило, и запускает механизм невротического заикания. Эта травма может быть нанесена резко и внезапно – каким-то ошеломляющим событием, поразившим малыша. Но невротическое заикание не обязательно «запускается» только таким образом. Есть у него и другие пусковые кнопки. «Постепенное» заикание. Нередко заикаться начинает ребенок , чувствующий себя заброшенным и нелюбимым, с которым дурно обращаются, мало или грубо разговаривают. Ухудшают ситуацию ссоры родителей, семейный алкоголизм. Все это держит мало что понимающего в жизни человека в постоянном эмоциональном напряжении, которое неизбежно приводит к истощению нервной системы и, как следствие, – к заиканию. Но страдают не только дети, растущие в неблагополучных семьях. Страдают и маленькие кумиры, не знающие слова «нет». У малыша, растущего в атмосфере восхищенной вседозволенности, не формируется нужнейший в жизни навык активного терпения. И когда такой ребенок попадает в ситуацию, требующую от него самоограничения, он может ответить на непомерное для него усилие речевым сбоем, связанным с нарушением процессов возбуждения-торможения. Нередко заикаются и невропатичные дети из породы «мамина радость». Они обычно начинают хорошо и быстро говорить, приводя взрослых в восторг. Желая продемонстрировать таланты своего отпрыска, родители то и дело возносят его над толпой (то есть ставят на маленький стульчик и заставляют читать всем и каждому взрослые умные стихи). Изо всех сил стараясь соответствовать честолюбивым ожиданиям домашних, малыш перенапрягает свою слабенькую нервную систему – начинает заикаться. «Внезапное» заикание. Заикание развивается бурно, когда ребенок попадает в экстремальную ситуацию, которая вызывает у него сильнейший испуг и, как следствие, эмоциональный шок. Родителям нужно знать, что маленькие дети скорее заражаются страхами взрослых, чем пугаются сами. Их зачастую страшит не само событие, а реакция на него отца или матери. Шок, вызванный резким испугом, может сказаться двояко. Во-первых, ребенок способен надолго замолчать, а потом выйти из этого состояния с нарушенной речью. Страхи, кошмары, нарушенный сон, которые сопровождают травму, обычно уходят, а вот пораженная (искаженная) речь остается. В других случаях ребенок отвечает на травму незамедлительно: двигательной бурей и истерикой, после чего у него начинаются проблемы с речью. Как отреагирует подрастающий человек на стрессовую ситуацию, зависит от его индивидуальных особенностей. Но есть и общие закономерности: чем меньше ребенок, тем легче нанести ему травму, чреватую заиканием. И, соответственно, чем он старше, тем грубее, жестче, глубже должен быть психологический шок. Наследственность. Напрямую по наследству заикание не передается, хотя в некоторых семьях оно проявляется из поколения в поколение. В этих случаях наследуется предрасположенность к заиканию, которая может выражаться в ускоренном темпе речи. Наследственной может быть и речевая слабость, при которой ребенок отвечает на психологическую травму именно поражением речи. Подражательное заикание. В семьях, где заикается кто-то из взрослых, у детей может развиться так называемое подражательное заикание. Ребенок воспроизводит заикающуюся речь кого-то из родных либо по горячей любви к этому человеку, либо просто потому, что общается с ним больше других. Случается такая подражательная эпидемия и в детских садах, когда дети копируют кого-то из товарищей по группе. Если в семье несколько детей и один страдает заиканием, братья и сестры также могут подражать ему, чтобы привлечь к себе внимание родителей и воспользоваться привилегиями «бедненького» Саши или Сережи. Физиологическая аттерация. До 3–4 лет, в период формирования речи, речевой аппарат малыша не в состоянии воспроизвести натиск мыслей, обуревающих его, и это может привести к явлению аттерации – когда, пытаясь высказать внутренне четко сформулированную мысль, ребенок без конца повторяет первый слог первого слова, усиленно артикулируя при этом. Но стоит «процессу пойти» – и дальнейшая речь течет плавно, без затруднений. Самого ребенка это, как правило, не тревожит, и родителям тоже не следует обращать внимания на такую манеру разговаривать. И уж ни в коем случае они не должны требовать повторения фразы. Ситуация нормализуется сама собой в течение нескольких месяцев. Если же родители начнут делать из мухи слона и без конца одергивать малыша, аттерация может перейти в заикание. Лечение. Заикание лечится, но при этом нужно четко представлять себе, что полностью вылечить удается лишь от 5 до 7 процентов заикающихся. Все рекламные обещания стопроцентного результата совершенно не соответствуют действительности. Это не повод для отчаяния, поскольку нередко заикание проходит само собой. Чем меньше ребенок, тем больше вероятности, что речь у него наладится (после того, как травмирующий фактор будет снят). Только нужно помнить, что, даже если заикание прошло бесследно, речь у малыша так и останется слабым звеном и в неблагоприятных ситуациях может пострадать сызнова. Если к пяти годам заикание не проходит, придется обращаться к специалистам – психоневрологам, психиатрам, невропатологам, логопедам. Существует множество методик, сочетающих психотерапию с дополнительными упражнениями – развитием мелкой моторики, дыхательной гимнастикой и т. д. Все они по-своему хороши и интересны, но панацеи от заикания, увы, не существует. (Интересно, что личность самого специалиста может сильнее повлиять на ребенка, чем метод, которым он пользуется.) Неврозоподобное заикание. У 35–40 процентов детей заикание связано с общей речевой недостаточностью и другими речевыми расстройствами: задержкой речевого развития, дизартрией, сенсомоторной аланией, сложным косноязычием. Все это формы так называемого неврозоподобного заикания. К речевым расстройствам такого рода приводят явления, в той или иной степени ослабляющие и повреждающие нервную систему ребенка: патология беременности, атипичные роды, болезни младенчества и первых лет жизни. В подобных случаях система речи не справляется со своей задачей – не обеспечивает координации речевого процесса. В результате плавный речевой поток искажается, рассыпается вокально-дыхательный механизм речи, возникают судороги в периферическом речевом аппарате. Таким детишкам нужно как можно раньше начинать специальное лечение; в частности занятия с логопедом-дефектологом по развитию речи и периферического речевого аппарата. Это поможет не только убрать заикание, если оно налицо, но и предотвратить его. Домашние меры. Родителям, которые действительно хотят помочь ребенку с заиканием, ни в коем случае не следует зацикливаться на этом дефекте. В конце концов от заикания еще никто не умер. Заикающийся ребенок совершенно полноценен. Просто он нуждается в помощи, чтобы адаптироваться к своей речевой особенности. Если его любят, если с ним подолгу играют и всерьез разговаривают, он и не подумает сомневаться в себе. Он примет себя со всеми своими достоинствами и недостатками (в частности заиканием). Именно эта спокойная, достаточно высокая самооценка поможет ему нейтрализовать смешки и насмешки сверстников. Очень хорошо, если заикающийся малыш занимается спортом – это поможет ему окрепнуть физически, укрепит нервную систему и, что немаловажно, расширит круг его общения. Дома ребенок с дефектами речи должен слышать только ясную, вразумительную, хорошо артикулированную речь. Ни в коем случае не надо настаивать, чтобы он повторял за взрослыми какие-то фразы: это бессмысленно и более того – вредно. Даже если у него что-то получится, все равно через несколько минут он начнет заикаться на тех же самых словах. Столь же неразумно говорить с заикающимся ребенком по-особому – слишком медленно, слишком четко. Интеллект-то у него ничуть не нарушен, он и без того отлично все понимает. При благоприятных обстоятельствах (умная семья, разносторонние интересы, любознательность, увлекательная работа) значимость заикания сама собой сходит на нет. Взрослый человек вообще может забыть об этом своем дефекте. Бывает и так, что заикание практически исчезает (становится заметным, лишь когда человек сильно волнуется). Поэтому лучшее, что могут сделать родители, – это любить своего заикающегося малыша подлинной, то есть зоркой, внимательной, трезвой любовью. Дать ему возможность вырасти уверенным в себе, здоровым, ясным человеком. Юлия Крывелева. Консультант – Борис Драпкин, профессор психотерапии, главный детский психотерапевт России http://www.familydoctor.ru
рассыпается вокально-дыхательный механизм речи,пограничным нервно-психическим заболеваниям,каждому взрослые умные стихи,нарушением процессов возбуждения-торможения,состоянии воспроизвести натиск мыслей,воспользоваться привилегиями бедненького саши,детский психотерапевт россии http,обеспечивает координации речевого процесса,запускает механизм невротического заикания,процентах случаев заикание обнаруживается