В этом возрасте нарастает развитие произвольных движений, и в комплекс включают активные упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению и стоянию Поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах — упражнение пассивное Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Малыш обхватывает руками большие пальцы взрослого. Взрослый поднимает прямые руки ребенка и осуществляет круговые движения в плечевых суставах в обоих направлениях: снизу вверх и сверху вниз. 4-6 раз. Массаж живота. Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. а) Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) поглаживание. 5-6 раз. б) Растирание. Производят основанием ладони одной руки. 2-3 раза. Нельзя массировать область печени (правое подреберье). Поднимание прямых ног — упражнение пассивное Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Обхватив голени ребенка так, чтобы большие пальцы рук были на задней поверхности голени, фиксируя остальными пальцами колени, приподнимают прямые ноги ребенка до вертикального положения и опускают их. 4-6 раз. Массаж стоп. Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание — 4-5 раз, затем растирание — 2-3 раза. б) Поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава — 4-6 раз, затем так же растирают — 2-3 раза. в) Вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность стопы. 4-6 раз. Круговые движения ног в тазобедренных суставах — упражнение пассивное. Исходное положение: на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает ноги за стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны. 4-6 раз. Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот вправо и влево. Исходное положение: на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой — за согнутую в локте правую руку ребенка путем поворота таза стимулируют к повороту со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить стопы ребенка, а правой — его согнутую в локте левую руку. 1-2 раза в каждую сторону. Отведение плеч назад до сведения лопаток-упражнение пассивное. Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Малыш обхватывает указательные пальцы взрослого, при этом детские руки обращены ладонными поверхностями к его груди. Взрослый отводит руки малыша назад до сведения лопаток. 1-3 раза. Сгибание и разгибание ног — упражнение пассивное Исходное положение: на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на столе. Сгибание и разгибание ног, не отрывая стопы от поверхности стола. 3-5 раз. Ползание — упражнение активное, с помощью взрослого Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Перед ребенком кладут яркую игрушку. Взрослый фиксирует рукой стопы ребенка, ноги которого согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку под грудь ребенка, сам продвигает его вперед. 4-6 раз. Общая продолжительность занятия — 8-10 минут. БИБИКОЛЬ
ладонями обеих рук обхватывают,фиксируя остальными пальцами колени,стоянию поднимание прямых рук,ребенком кладут яркую игрушку,комплекс включают активные упражнения,удержании ребенка правой рукой,взрослый отводит руки малыша,помощью взрослого исходное положение,приподнимают прямые ноги ребенка,большие пальцы рук