Коэффициент IQ у ребенка

В детской колясочке рядом с ребенком лежат газеты. — О, какой удивительный малыш! — восторгается прохожая старушка. — Он уже читает газеты? — Что вы! Он ведь не вундеркинд, — возражает мать ребенка. — Он пока только решает кроссворды. Из семейных историйБытует мнение, что если у ребенка низкий коэффициент интеллекта (IQ — начальные буквы словосочетания intelligence quotient, что буквально переводится как «коэффициент интеллекта»), то он бездарен и ограничен. Но так ли это? Попробуем разобраться. Впервые коэффициент IQ, соотношение «умственного» и фактического возраста, был применен в 1916 г. Считается, что IQ нормально развивающегося ребенка — 100. Если IQ достигает 120-135, ребенок считается одаренным. Если же коэффициент превышает 160, то это уже вундеркинд. В двадцатые годы американские ученые начали эксперимент. Они выявили почти полторы тысячи высокоодаренных (по данным тестов на IQ) детей. Наблюдали за ними всю жизнь, до глубокой старости. Оказалось, что с годами вундеркинды все меньше выделялись среди своих сверстников. Вывод отсюда был сделан следующий: надежность подобных тестов весьма сомнительна, на их основе нельзя строить долгосрочные прогнозы и делать окончательный вывод об одаренности ребенка. Психолог-консультант Марина Юрьевна Медведева отмечает: «…тесты на IQ не показывают объективно ни степени одаренности, ни возможностей интеллектуального развития личности. Это набор усредненных задач для определенного возраста. Но подбор их во многом зависит от личности самого составителя теста, а результат связан со всем предыдущим жизненным опытом ребенка, его социальным окружением, с тем, в какой семье он вырос и с кем общался до сего дня. Подобные тесты критикуются именно потому, что дети из «простых» семей, как правило, имеют коэффициент меньше — но не из-за отсутствия интеллектуального потенциала, а потому что уровень информированности в их семьях заведомо ниже. Задачи теста, как правило, выявляют способность ребенка к вербально-логическому, абстрактному мышлению, но у некоторых детей лучше развит практический интеллект. Не учитывают тесты IQ и того, что неординарно мыслящий ребенок может дать ответ, который с традиционной точки зрения будет считаться неправильным. Наконец, совершенно сбрасывается со счетов эмоциональное напряжение, которое во время тестирования разные дети испытывают по-разному. Поэтому ставить какую-то «черную метку» на основании подобного тестирования просто непродуктивно. Недостаток его в том и состоит, что тест проводится всего несколько минут. А вот последующего глубокого анализа, почему ребенок не ответил на тот или иной вопрос, не происходит. С точки зрения психологов, давать такие тесты в обычных школах в середине года вообще неправильно. Более правильно делать это в лицеях, гимназиях на вступительных собеседованиях, так как там сознательно ставится цель путем тестирования отобрать детей примерно одного социального уровня и информированности». Впрочем, насчет оправданности тестирования при поступлении детей в школу у многих специалистов также есть сомнения. Так, профессор Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент РАО, автор десятков книг об образовании и воспитании, относится к ним отрицательно, считая, что: «Достоверных тестов немного. Чаще используются методики экспертной оценки, а один специалист почти всегда субъективен. Если смотреть правде в глаза, такое тестирование — это способ отобрать «удобных» учеников. А школа должна учить всех». Но вернемся к теме одаренности детей. На мой взгляд, не одаренных детей просто не существует в природе, а то, насколько одаренность ребенка раскрывается, зависит в первую очередь от воспитания. Быть вундеркиндом вовсе не так уж приятно, как об этом некоторые думают. Опережая «средних» детей по многим параметрам, «одаренные» развиваются очень неравномерно. Часто умственное развитие (особенно речевое) гораздо превышает эмоционально-личностное. За уникальные способности детям приходится «дорого заплатить». Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, чаще всего так и не оправдав больших надежд, на них возлагаемых. Нередки случаи, когда нетерпеливые родители, надеясь нажить на талантах своих детей капитал, немилосердно их перегружали, не оставляя времени на простые радости детства, что, естественно, приводило как к телесным, так и к психическим недугам. Доктор психологических наук, профессор Диана Богоявленская считает: «Работа с талантливыми детьми сегодня напоминает мне спортивные соревнования: чей воспитанник раньше всех окончит школу, получит престижную премию, кто больше всех выдаст таких воспитанников «на-гора»… Не отстают от педагогов и некоторые родители. Иные амбициозные мамы и папы доводят своего ребенка до нервного срыва, искренне считая, что изнурительными многочасовыми занятиями помогут ему и еще больше разовьют его дар. Заставляя ребенка жить в постоянном режиме повышенных нагрузок и требований, эксплуатируя только одну сторону его возможностей, они часто, сами того не подозревая, выступают в роли великих инквизиторов не только для развития личности ребенка, но и для его дарования». Есть мнение, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Нередко вундеркинды растрачивают отпущенный Богом талант еще в детстве, становясь к двадцати годам заурядными людьми. Исчезновение привычного ореола гениальности у «бывшего вундеркинда» зачастую приводит к тяжелым психическим травмам. Родителям надо задуматься — стоит лишать ребенка счастливого детства ради предположительной перспективы будущих достижений. Может, лучше любить его таким, какой он есть, и радоваться любым, даже самым маленьким, достижениям? Предлагаемый ниже тест, составленный психологами для детей 7—13 лет, поможет определить степень таланта вашего ребенка. Не разочаровывайтесь, если результат тестирования не соответствуют ожиданиям ведь малыш меняется, все еще у него впереди. И тем более не стоит всерьез считать его каким-то особенным, если результаты окажутся превосходными. Составители теста предупреждают: этот тест — полуигра-полушутка. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы, затем подсчитайте очки. Каждый ответ «да» — 1 очко. 1.Случается ли ребенку находить необычное примененение какому-либо предмету? 2.Меняет ли он свои наклонности? 3.Любит ли рисовать абстрактные картинки? 4. Любит ли рисовать воображаемые предметы? 5. Любит ли фантастические истории? 6.Сочиняет ли рассказы или стихи? 7.Любит ли вырезать затейливые фигуры? 8.Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует? 9. Бывают ли у него желания что-то переделать на свой вкус? 10. Боится ли темноты? 11 .Изобрел ли когда-нибудь новое слово? 12.Считал ли это слово понятным без объяснений? 13.Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению? 14 .Был ли удачлив этот замысел? 15.Использовал ли когда-либо вещь не по ее назначению? 16.Могли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов? 17.Самостоятелен ли он в выборе одежды, прически? 18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим? 19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает? 20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления? 21.Любит ли читать книжки без иллюстраций? 22. Изобретает ли собственные игры или развлечения? 23.Помнит ли и рассказывает свои сны или пережитые впечатления? Результаты. От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее. От 15 до 19: ребенок не всегда обнаруживает свои способности. Он находчив и сообразителен только тогда, когда чем-либо заинтересован. От 9 до 14: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает. От 4 до 8: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности. Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях. Энциклопедия заблуждений. Дети . — М.: Издательство ЭКСМО — Пресс, 2002


способ отобрать удобных учеников,постоянном режиме повышенных нагрузок,исчезновение привычного ореола гениальности,используются методики экспертной оценки,изнурительными многочасовыми занятиями помогут,отгадывать назначение разных предметов,занятий творческой деятельностью многого,бывшего вундеркинда зачастую приводит,двадцати годам заурядными людьми,поможет определить степень таланта

Recent Posts

Надійний захист шкіри — який він?

Надійний захист шкіри є фундаментальним аспектом здорового зовнішнього вигляду. Шкіра це найбільший орган людського організму. Вона виконує кілька важливих функцій,…

24.07.2023

Как выбрать прогулочную коляску на зиму

Прогулочные коляски – незаменимый транспорт для малышей с полугода, когда они уже уверенно сидят и с интересом осматривают окружающий мир.…

22.06.2023

Осенний сезон открыт! Как выбрать брендовые ботинки?

Женские брендовые ботинки Сегодня многие предметы одежды и обуви перекочевывают из мужского гардероба в женский. Так появились и некоторые модели…

21.10.2020

Выбираем рюкзак для первоклассника

С чего начинается поход в школу? Конечно с выбора рюкзака! Особенно тщательно к этому вопросу подходят родители первоклассников: такое торжественное…

29.09.2020

Детский кашель: виды, причины, лечение — все что нужно знать.

Уход за малышом с мокрым или сухим кашлем? Сначала послушайте хрипы, отхаркивание или “лай”, а затем продолжайте читать, чтобы узнать,…

03.06.2020

Шевеление малыша во время беременности

Для того чтобы лучше понимать "язык" шевеления плода, вспомним некоторые этапы развития малыша в утробе мамы, по-научному - этапы эмбриогенеза.…

27.05.2020