Без рубрики

Ярмарка тщеславия

Сын знакомых пошел, когда ему было всего семь месяцев. Годовалая девочка – дочка соседки по даче — легко болтает со взрослыми. Двухлетняя дочка подруги рассказывает сказки (Конек-Горбунок, например) и стихи наизусть, в три года она же читает про Пеппи Длинный Чулок, Карлсона, путешествие Нильса с дикими гусями и обожает юмор мумитроллей. Один четырехлетний мальчик на нашей детской площадке сам дошел до того, как извлекать квадратный корень, а в возрасте 5 лет открыл принцип построения таблицы умножения. Знакомая по группе дошкольного развития девочка в свои три с половиной года уже стояла на роликах, горных лыжах и коньках, другое юное дарование с трех с половиной лет профессионально занимается фигурным катанием, сын одноклассника в два года покорил горные склоны, в шесть – стал чемпионом мира по ушу. Я до сих пор с содроганием вспоминаю полуторагодовалого мужичонку, терроризировавшего всех детей на детской площадке в парке от нуля до шести своим удивительно точным и сильным нокдауном. Нам до этого еще далеко – наш ребенок заговорил по-настоящему в 2 года и 8 месяцев, наизусть рассказывает лишь небольшие стихотворения и песенки, зайцевские склады рассматривает в качестве игры, никитинскими кубиками не интересуется, не читает вывески, не катается на роликах и лыжах, не занимается ушу, каратэ и конфу, не плавает под водой и не говорит по-английски. Занавес – мы ужасные родители, совершенно не заботящиеся об ее интеллектуальном и физическом развитии и не озабоченные всерьез ее блестящей карьерой и удачливой личной жизнью. Если от шуток перейти к делу, то следует разделить вышеприведенные примеры так называемой детской гениальности на три совершенно разные группы, а именно: — дети, одаренные от природы как исключительными способностями, так и родителями, способными развивать эти самые способности — дети, получившие в наследство лишь прекрасные данные и развивающие их собственными силами, часто вопреки родительским усилиям или отсутствию таковых — дети, обладающие нормальным уровнем развития и хорошими способностями, к вящему сожалению их нетерпеливых и деятельных родителей С первой группой все ясно – повезло не только детям, но и их родителям. 5-летняя Светочка, занимающаяся фигурным катанием 2 раза в день 5 дней в неделю, делает это по собственному желанию, безо всякого принуждения со стороны родителей, это именно она тащит сонную маму по утрам на каток, это именно она фанатично отрабатывает элементы, и не удивительно, что только ей прочат большое спортивное будущее. Мама и папа испытывают тихое законное чувство гордости за талантливое дитя и создают ей все условия для профессиональных занятий спортом – обеспечивают хорошего тренера, лучший «лед», экипировку, ездят за ней на соревнования и подстраивают свой образ жизни под ее напряженный ритм тренировок. Что касается юного вундеркинда-математика, с ним никто и не думал проходить в четыре года счет по зайцеву, никитину или еще кому-нибудь. Мальчик сам интересуется лишь цифрами, действиями с количествами и практически равнодушен к игре, общению с другими детьми, сказкам и прочим, более привычным для детей вещам. Очевидно, что он вырастет талантливым математиком, но его родителей гораздо больше волнует то, что он совсем не умеет и не хочет общаться, читать или играть. Поэтому их усилия направлены отнюдь не на развитие его счетно-аналитических способностей и навыков, что не мешает ему самостоятельно открывать все новые и новые удивительные вещи в любимой области. На рассмотрении двух вышеперечисленных групп кончается как преамбула статьи, так и ее положительный посыл, и начинается горькая правда жизни. Под лупой оказывается третья, на мой взгляд, самая несчастная группа детей и их родителей – те, кто не проявляет в раннем и нежном возрасте ярко выраженных способностей в той или иной области, что очень тревожит чувствительных и амбициозных родителей. Как это выглядит на практике? Вокруг кипит напряженная и бурная развивающая деятельность – младенцы плавают с самого рождения, трехмесячные малыши выполняют стойку на руках родителя, полугодовалые детишки штудируют карточки Домана, двухлетние малыши читают и печатают на машинке по методу Тюленева, трехлетние говорят по-английски и считают до ста, пятилетние идут в гимназию, перескакивая из класса в класс, в тринадцать уже принято поступать в МГУ, а к годам к восемнадцати – защищать кандидатскую… Впечатляет, не правда ли? Особенно, если ваш ребенок – полноправный участник, а то и лидер этой увлекательной гонки, а вы, естественно, творец всех его побед и достижений. Плюс еще и в том, что такого «удачного» ребенка очень легко и радостно любить: его успехи греют душу и сердце, он всегда занят и не путается под ногами, он целеустремлен, активен, он представляет ценность для общества и является «конвертируемой валютой» в кругу других таких же «продвинутых» родителей. Гораздо тяжелее любить обыкновенного, простого, не блестящего ребенка – он всегда рядом, с ним нужно постоянно заниматься, вложенные в него усилия не окупаются восторгом и преклонением окружающим, но зато съедают все свободное время, он зачастую сам не знает, чего хочет, что уже говорить о его бедных родителях! Но о них-то как раз и стоит говорить – ведь это именно они своим взрослым тщеславием и стремлением реализоваться через ребенка закладывают фундамент будущих бед: комплекса неполноценности, неуверенности в себе, дискомфорта в отношениях с окружающими, а, возможно, и физических расстройств. И хотя об этом много и умно написано, хочется еще раз подчеркнуть – стремление быть и казаться первым во всем представляет собой страшную разрушительную силу, если не исходит от самой личности, а ведь редкому ребенку это присуще изначально. Таким образом, родители, поставившие все на гонку выживания, изо всех сил спешащие поспеть на ярмарку тщеславия, в первую очередь калечат психику ребенка, лишают его нормального детства, нарушают тонкие духовные и душевные связи с ним в угоду успехам в интеллектуальном и прочем развитии. Прекрасно, если ребенок сам хочет успевать, ужасно – если за него всегда и везде хотят успевать родители. Замечено, что последние, как правило, принадлежат к двум различным типам людей: — в высшей степени реализованные в жизни люди, добившиеся материального благополучия и высокого социального статуса, в силу которого чувствуют, что их дети просто обязаны быть если не лучше, то хотя бы не хуже; отпрыски обречены на престижнейшую учебу в лучших заведениях, занятиях всеми видами искусств одновременно, устремленности на карьеру с пеленок и прочая; печальных примеров детей «звезд», покончивших с собой, утопивших комплексы в наркотиках, преступлениях и антисоциальном поведении не счесть — люди, так и не сумевшие найти себе применение в жизни, не воплотившие идеалы и мечты в жизнь, одаренные, но не сверх меры, упорные, но недостаточно, амбициозные, но не любой ценой, стремящиеся «отыграться» на детях – уж они-то смогут, пробьются, достигнут, завоюют все то, что родителям оказалось не по зубам; и вот крошки с детства сидят на жесткой спартанской диете – всевозможные виды раннего развития, секции, кружки, курсы, репетиторы, и все это на последние деньги из семейного бюджета, а ведь их так и не спросили, хотят ли они идти дальше родителей – пробиваться и добиваться любой ценой? Правда жизни такова, что дети нам не принадлежат. Они лишь приходят через нас в этот мир людей, и краткий миг их жизни мы являемся их проводниками и наставниками. От нас зависит, что вложить в их и без того светлые головы, но мы не вольны определять их путь и сознание. Они не рабы нам, а мы не их слуги, что означает, что мы не обязаны жертвовать своей духовной жизнью, а они – следовать нашим заветам. Мы должны разглядеть данную им искорку и помочь ей разгореться в негасимое пламя. Для этого необходимо чувствовать и знать своего ребенка, что никак не означает принуждать его заниматься тем, для чего он по той или иной причине еще не пригоден. Это сродни тому, чтобы железной кувалдой бить по такому тонкому инструменту, как фортепиано, извлекая из него нестройные и негармоничные звуки. Гораздо сложнее научиться «играть» удивительными клавишами, однако и результат несравненно благозвучнее. Но настоящая игра, как известно, приходит за долгим и трудным процессом обучения, ее результаты видны намного позднее, ее плоды появляются во второй половине жизни уже взрослого человека. А к ярмарке родительского тщеславия успевают те, кто едва-едва натаскался играть простейшие гаммы… Мария Полянская Источник: 8я.ру


обладающие нормальным уровнем развития,группе дошкольного развития девочка,годовалая девочка дочка соседки,восемнадцати защищать кандидатскую впечатляет,касается юного вундеркинда-математика,содроганием вспоминаю полуторагодовалого мужичонку,прочат большое спортивное будущее,занимающаяся фигурным катанием раза,результаты видны намного позднее,следует разделить вышеприведенные примеры

Вам также может понравиться...

Без рубрики
Без рубрики