Деревянная игрушка

Чтобы показать, что взрослый француз видит в ребенке своего двойника, нет лучшего примера, чем французские игрушки. Расхожие игрушки — это, по сути, мир взрослых в миниатюре; в них в уменьшенном масштабе воспроизводятся его предметы — то есть в глазах публики ребенок — это как бы маленький человечек-гомункул, которого нужно снабдить вещами по росту. Оригинальные формы встречаются очень редко; динамические формы представлены разве что конструкторами, в основе которых — дух домашних поделок. В остальном же французские игрушки обязательно что-то означают, и это «что-то» всецело социализировано, образуясь из мифов и навыков современной взрослой жизни: таковы Армия, Радио, Почта, Медицина (миниатюрные наборы инструментов, кукольные операционные палаты), Школа, Парикмахерское искусство (сушилки для завивки волос), Авиация (парашютисты), Транспорт (поезда, «ситроены», катера, мотороллеры, бензоколонки), Наука (игрушки-марсиане). Поскольку во французских игрушках буквально предвосхищается весь мир взрослых занятий, то это естественно предрасполагает ребенка к тому, чтобы принимать их все без разбору, и еще до всякого размышления являют ему природу-алиби, которая испокон веков создавала солдат, почтальонов и мотороллеры. Игрушка здесь — это как бы каталог всего того, чему взрослые не удивляются, будь то война, бюрократия, уродство, марсиане, и т.п. Перед лицом этого мира сложных и верных природе игрушек ребенку остается лишь роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет; его учат жестам, в которых нет ни риска, ни удивления, ни радости. Из него делают маленького хозяйственного домоседа, которому даже незачем разбираться, почему в мире взрослых происходит то-то и то-то: все причины он получает в готовом виде, его дело — пользоваться, исследовать же тут нечего. Совсем иное обучение жизни предполагается даже в самом простом конструкторе, если только он не слишком изощренный: здесь ребенок создает предметы ничего не значащие, ему неважно, чтобы они имели имя на языке взрослых; он занят не применением вещей, а сотворением мира — создает невиданные предметы, способные ходить или катиться, он творит жизнь, а не собственность. Вещи здесь ведут себя самостоятельно, а не лежат в руке тяжелым, хоть и сложно устроенным механизмом. Но такое встречается гораздо реже; обычно французская игрушка — это игрушка-подражание, она создает детей-пользователей, а не детей-творцов. Такое обуржуазивание игрушки сказывается не только во всецелой функциональности ее форм, но и в материале, из которого она делается. Наиболее распространенные игрушки изготовляются из веществ непривлекательных, созданных не природой, а химией. Ныне они часто штампуются из всевозможных пластмасс — материала грубого на вид и одновременно стерильно-гигиеничного, в котором угасает приятная мягкость прикосновения к человеческой руке. Удручающий признак — все большее исчезновение дерева; а ведь это идеальный материал, твердый и нежный, по природе своей теплый на ощупь; выполненная из дерева, любая форма утрачивает слишком резкие, режущие углы, химический холод металла; когда ребенок обо что-нибудь ударяет такой игрушкой, то дерево не вибрирует и не скрежещет, а звучит глухо и вместе с тем четко; это материал уютный и поэтичный, переживаемый ребенком как продолжение контакта с деревьями, столом или полом. Деревянная игрушка не может поранить или испортиться; ее нельзя разбить, она лишь изнашивается; она способна жить долго и, по мере роста ребенка, по-новому соотноситься с его рукой; если деревянная игрушка и погибает, то умаляясь, а не вспучиваясь грыжей лопнувшей пружины, под которой исчезают сломавшиеся механические игрушки. Из дерева получаются сущностно полные вещи, вещи на все времена. Ныне, однако, деревянные игрушки — например, вогезские деревянные стада — почти исчезли; действительно, их можно было изготовлять только в ремесленную эпоху. Сегодня в игрушках все химическое, и материал и краска; самым своим веществом они предрасполагают к самочувствию потребителя, а не к удовольствию. К тому же они быстро погибают и после своей смерти уже не обладают для ребенка никакой жизнью. 1955 г. Р.Барт Источник


иное обучение жизни предполагается,испокон веков создавала солдат,навыков современной взрослой жизни,всевозможных пластмасс материала грубого,вспучиваясь грыжей лопнувшей пружины,делают маленького хозяйственного домоседа,исчезают сломавшиеся механические игрушки,французских игрушках буквально предвосхищается,дух домашних поделок,химический холод металла

Recent Posts

Надійний захист шкіри — який він?

Надійний захист шкіри є фундаментальним аспектом здорового зовнішнього вигляду. Шкіра це найбільший орган людського організму. Вона виконує кілька важливих функцій,…

24.07.2023

Как выбрать прогулочную коляску на зиму

Прогулочные коляски – незаменимый транспорт для малышей с полугода, когда они уже уверенно сидят и с интересом осматривают окружающий мир.…

22.06.2023

Осенний сезон открыт! Как выбрать брендовые ботинки?

Женские брендовые ботинки Сегодня многие предметы одежды и обуви перекочевывают из мужского гардероба в женский. Так появились и некоторые модели…

21.10.2020

Выбираем рюкзак для первоклассника

С чего начинается поход в школу? Конечно с выбора рюкзака! Особенно тщательно к этому вопросу подходят родители первоклассников: такое торжественное…

29.09.2020

Детский кашель: виды, причины, лечение — все что нужно знать.

Уход за малышом с мокрым или сухим кашлем? Сначала послушайте хрипы, отхаркивание или “лай”, а затем продолжайте читать, чтобы узнать,…

03.06.2020

Шевеление малыша во время беременности

Для того чтобы лучше понимать "язык" шевеления плода, вспомним некоторые этапы развития малыша в утробе мамы, по-научному - этапы эмбриогенеза.…

27.05.2020