Развитие пальчиков и кистей рук для детей первого года жизни. Начинать следует с рождения Сжатые кулачки нужно нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти — от мизинца к запястью. Для массажа можно использовать разные ворсовые щетки, мягкой щеткой — по наружному краю кулочка — от пальцев к запястью, жесткой (зубной) — по подушечкам пальцев. Для малыша 1-2 месяцев упражнение можно делать каждый день по 3 раза 10-20 секунд (4-6 движений). С 1-2 до 3-5 месяцев расслабленную ручку малыша взять за середину предплечья и плавно поднимать вверх, слегка потрясти и медленно опускать на лицо (глаза, рот). Если при приближении рук к губами появляются сосательные движения, можно удержать ручки около губ, провоцируя этим самостоятельный захват ручек губами. После массажа в разжатые кулачки ребенка вкладывают шаровидные или круглые предметы, противопоставляя большой палец всем остальным, малышу помогают удерживать предмет, поднять к лицу, покрутить. Очень полезно вкладывать предметы в обе ручки одновременно (одинаковые — 2 шарика, разные — шарик и колечко). С 3 месяцев надо развивать умение брать висящую игрушку или из рук взрослого. Если ребенок не протягивает ручки к погремушке, нужно погладить руку сначала стыльной стороны, затем со стороны ладони. Помогите ребенку достать одной рукой другую руку, рукой ногу. Можно использовать погремушки-браслеты, яркие носочки и т.д. С 5 месяцев нужно показать ребенку, как брать игрушку с разных сторон: сверху, сбоку, снизу. Предлагайте игрушки различной формы из разных материалов (губки, колокольчики, шарики, кубики, прищепки, кусочки ткани), сейчас продаются наборы сенсорных шарикрв и игрушек с различными поверхностями. Побуждайте ребенка давать Вам ручку, протягивайте ему свои руки, поглаживая ладошки повторяйте: «Дай ручку». С 7 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности, разминание от коньчиков к основанию. Можно слегка постукивать пальчики по подушечкам и продолжать использовать разные щетки и материалы для массажа. С 7 месяцев показывайте различные действия с предметами: как толкать мяч, стучать предметом о предмет, переворачивать коробки, снимать крышки, класть предметы в емкость и т.д. С 9 месяцев можно сопряженно учить: — катать машинку, мячик — открывать/закрывать коробки, кастрюли — покачать, покормить куклу — положить предмет на предмет (кубики), снять — поиграть в «Ладушки», «Сороку-белобоку» — вынуть-вкладывать предметы — нанизывать кольца на стержень К году перед массажем кисти можно использовать криомассаж (с использованием льда и горячей воды). Этот метод снижает тонус и расслабляет мышцы. Противопоказания — острые воспалительные заболевания. Нужно взять две мисочки: в одну налить максимально теплую, но приятную для ребенка воду, в другую положите ледяные кубики. Попеременно играть ручками то в одной мисочке 5 -30 секунд, то вдругой, обязательно комментировать, через 1 минуту игры ребенок будет знать где холодно, где тепло. Максимальная продолжительность игры 5-7 минут. В конце руки вымыть в теплой воде и вытереть полотенцем. Проведите курс из 15 — 20 криомассажей. После такого массажа самое благоприятное время для выполнения любыех заданий на развитие мелкой моторики (лепка, игры с пальцами, игры с крупной мозайкой, игры на развитие пальцевого хвата и т.д.) Игры с пипетками, прищепками, сыпучими предметами, маленикими шариками. Игры с пипеткой очень хорошо развивают щипковый хват. Способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус помогут игры с прищепками. Нужно купить яркие прищепки и из разных материалов (фанера, картон, плотная ткань и др.) сделать основы для создания шедевров. Например, если прищепки вешать на желтый круг, получится солнце. Если на полукруг с носиком и глазком — ёжик. Зайчику — уши. Кактусу, ёлке — колючки. Фантазируйте. Ребенок развивает моторику и учится дополнять образ, развивается гнозис и праксис. Можно использовать игры с мозайкой, манипуляции с мелкими предметами (крупами). Тренировать нужно все пальцы на сжатие, растяжение, расслабление. Не следует делать акцент только на большом, среднем и указательном пальцах — это может привести к увеличению тонуса. Очень важно заниматься систематично, последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Желаю Вам и вашим малышам интересных занятий и веселого общения друг с другом! _________________ Богорад Полина Львовна E-mail: [email protected] Т. 518-74-40
богорад полина львовна e-mail,вашим малышам интересных занятий,самостоятельный захват ручек губами,одну налить максимально теплую,губами появляются сосательные движения,продаются наборы сенсорных шарикрв,предлагайте игрушки различной формы,месяцев показывайте различные действия,максимальная продолжительность игры минут,продолжать использовать разные щетки